Писать об успехах онкологов очень сложно. Нередко такие статьи вызывают раздражение у людей: высокие технологии внедряются, а люди все равно умирают. Действительно, помочь удается не всем. В каждом случае лечение проходит по каким-то своим законам, и не всегда выздоровление зависит от врачей, лекарств и даже самого пациента. Но об общих тенденциях говорить можно и нужно, потому что до сих пор бытует мнение: если врачи при диагностированном раке предлагают операцию, то дело поправимо. Но если предлагают облучение, то все совсем плохо и вряд ли осталась какая-то надежда на выздоровление. Говорить, что такая позиция мешает лечению, не приходится.
Заведующая радиологическим отделением республиканского онкологического диспансера Аида Свеклова – потомственный врач-онколог, становление радиологии проходило у нее на глазах, и более компетентного эксперта в этой области в республике найти сложно. Поэтому первый вопрос ей: действительно ли облучение назначают тем больным, у кого уже почти не осталось шансов на выздоровление?
Аида Алиевна терпеливо объясняет, что сейчас лечение любых опухолей стало многокомпонентным. Обычно консилиум онкологов назначает пациенту кроме операции, если она показана, химиотерапию, облучение, гормональную терапию в тех или иных сочетаниях. Все зависит от состояния пациента, побочных заболеваний, возраста и множества других факторов. Наступление на болезнь ведется по всем фронтам. Бывает, что облучение следует за операцией, а бывает, прежде чем удалить опухоль хирургическим путем, необходимо провести курс лучевой терапии, чтобы сократить риск разноса раковых клеток по организму и уменьшить опухоль в размерах. Тогда ее и удалить проще.
А есть такие локализации рака, когда его можно вылечить вообще без операции. Тут срабатывает только «невидимый доктор» – облучение.
На первый взгляд, лучевая терапия – это очень просто: положил больного под источник излучения, и лечение пошло. Вот только на деле это не так. Радиология не просто наука. Она сродни искусству. Это, пожалуй, единственное направление в медицине, где нужны глубокие инженерные знания. Представьте себе, что опухоль сидит глубоко в организме. И ее нужно «достать» пучком лучей так, чтобы окружающие ткани пострадали минимально. Для этого надо создать трехмерную модель, рассчитать силу излучения, его направление, чтобы весь удар смертельных лучей попал на раковые клетки, практически не затронув здоровые. Этим занимаются медицинские физики. Раньше они все делали вручную: измеряли линейкой опухоль по рентгеновским снимкам, рисовали схемы. Сейчас на помощь пришла техника: 3D-графика, компьютерные томографы. Причем опухоли облучают не только кобальтом, но и частицами, которые разгоняют на линейном ускорителе. Наука в чистом виде поставлена на службу здоровью. Практическая польза от нее очевидна. Раньше сложных больных приходилось отправлять на лечение-облучение в Москву, теперь все для этого есть в республике. Сразу надо добавить, чтобы предупредить вопросы: все врачи прошли соответствующее обучение.
Оборудование, которое получили онкологи Чувашии по программе модернизации здравоохранения, поражает воображение специалистов. Пациента укладывают в камеру, направляют целительный луч, и техника сама следит за всем процессом. Раньше приходилось лежать под источником много часов, теперь в этом нет необходимости, время облучения сократилось в разы. Это огромное облегчение и самому пациенту, и врачам: появилась возможность пролечить больше людей. Еще немаловажно то, что компьютер учитывает дыхание человека. Помните, во время флюорографии нас просят задержать дыхание? Когда мы дышим, наше тело двигается. Можно очень точно настроить аппаратуру, но опухоль в процессе дыхания будет «уходить» от луча, потому что она двигается вместе с телом. Современная аппаратура позволяет лучу двигаться за опухолью, не давая ей шанса убежать, и даже крутиться вокруг опухоли, воздействуя на нее с разных сторон.
Есть некоторые виды опухолей, к сожалению, их немного, которые можно лечить только облучением. В других случаях, например, при поражении костей, человек получает серьезное облегчение, снимаются боли. Жизнь смертельно больному не просто продлевается, но и состояние его становится вполне приемлемым.
Случаев излечения от рака в республике все больше, статистика – вещь упрямая: больные раком кожи в стране выживают в 34,2%, а в Чувашии – в 82%. При опухолях наши показатели лучше на 3%, при раке шейки матки на 9%. Аида Алиевна знает десятки случаев совсем не чудесного, а закономерного излечения, когда знания врачей и упорство пациентов побеждали болезнь. Кто-то периодически звонит и поздравляет со всеми праздниками, кто-то приходит только на контрольное обследование, предпочитая в остальное время не вспоминать о пережитом. Это жизнь, которая продолжается у выздоровевших людей благодаря в том числе и «доктору-невидимке».
Опубликовано: 4 февраля 2012 г.