В Чебоксарах художники провели акцию «Все свободны», направленную против выселения живописцев, графиков и скульпторов из мастерских. До этой акции были выступления в Интернете и переговоры с городской администрацией. Усилия были не напрасны. Художникам оставили мастерские в безвозмездное пользование.
Как уже писала «Сцена Ч», в региональном отделении Союза художников России 19 сентября получили уведомление с требованием освободить 47 художественных мастерских. По этому поводу с председателем чебоксарского Горкомимущества Евгением Якутенком неоднократно встречались представители Минкультуры республики и правления СХ. Однако для того, чтобы окончательно разрешить этот конфликт, потребовалось вмешательство главы республики. Теперь председатель Горкомимущества утверждает, что у администрации не было цели освободить мастерские, просто необходимо было урегулировать правовые отношения. Ведь СХ не относится к тем организациям, которые имеют право на бесплатные помещения. Сейчас вопрос в стадии оформления документов. Союз художников и Горкомимущество договорились, что творческие мастерские таковыми и останутся. Сроки уточняются.
На площадке УзелСвязи/Hubspace, где проходила акция, обладатели «спорных» мастерских, а это в основном молодежь, разместили свои картины и плакаты, чтобы зрители смогли оценить профессионализм тех, кого хотели лишить творческого пространства. Работы организаторы повесили на строительных лесах, а под ними разбросали открытые чемоданы с красками и обрывками эскизов – получилась своего рода инсталляция на заданную тему. Опыта подобных акций у наших художников, конечно, нет. Их выступления носили в основном «глобально-культурный» характер. Лишь организатор площадки Иван Ярмощук, уже хлебнувший практических трудностей на пути к своей мечте, четко напомнил, что культура не может существовать без тех, кто берет ее под свое крыло, будь то государство или спонсор. Мастерская – это не офис и не торговая площадь. Порадовал и «человек из народа», назвавшийся таксистом Алексеем. Он не только сам поддержал мастеров кисти, но и собрал несколько десятков подписей своих пассажиров в поддержку художников.
В Сети тем временем тоже бушевали страсти. Интернет-общественность в отличие от таксистов не спешила поддерживать «выселенцев», мотивируя это тем, что никого из них не знает, да и знать не хочет. Но были и дельные выступления. Публикуем мнения искусствоведа Анастасии Григорьевой и журналиста Георгия Янилкина.
УЧИТЕСЬ У МУЗЕЙЩИКОВ
В Союзе художников мастерские были всегда болевой точкой и яблоком раздора, но при этом и стимулом для вступления в союз. Поэтому в СХ всегда было что делить: то госзаказ на творческие работы, то мастерские. А вот в Союзе музеев, например, всегда есть что защищать. И сотни подписей и писем сыплются на головы чиновников и выливаются в СМИ при любых попытках отнять музейное добро. Музейщики уже привыкли защищаться от жадных до национального достояния. Художникам нужно учиться этому у них. Из-за вечных битв музейщики постепенно становятся яркими медийными фигурами, они понимают, что им помогут только сплоченность и совместные действия.
В сложившейся ситуации не стоит обвинять Минкультуры. Искренне считаю, что общественным организациям оно помогает по мере сил. Так, при сносе здания СХ ЧР его правление поселилось на безвозмездной основе в здании Центра современного искусства, выезды на пленэр и выставки также финансировало Минкультуры. В том, что происходило, скорее виновато само правление СХ ЧР, так как оно поначалу бездействовало и занималось попустительством. Почему в список выселенцев, а точнее, в мастерские, которые всегда под угрозой выселения, попали в основном молодые и малообеспеченные художники и в нем нет пострадавших из правления СХ? Вопрос риторический. Так что защищать себя художникам нужно самим. В этом списке выселенцев мои друзья, и я знаю их проблемы. Если у них отнимут мастерскую, то они, конечно, не бросят любимое дело, но это сильно помешает их творческой деятельности. А это нарушение Конституции. В то же время я вижу, как ситуация сплотила и активизировала людей, и хотелось бы, чтобы эта история изменила общественную позицию и положение наших творцов. (kulturnik)
ЗАДАЧА ДЛЯ СООБРАЗИТЕЛЬНЫХ РЕБЯТ
Когда идет вопрос о деньгах, дураков, как правило, не бывает, все превращаются в гроссмейстеров-аудиторов. Вопрос, в сущности, не новый. Такой скандал уже прошел в Москве, где художников заставили искать меценатов-спонсоров. Формулируется вопрос просто: «Художники пользуются льготами, оплачиваемыми за счет налогоплательщика. При этом никаких обязательств перед ним не имеют. Это правовой нонсенс». Да, ребята, социалистическая халява понемногу то там, то здесь отменяется. Звериный оскал капитализма! Что надо делать?
То, что давно делают люди десятков и сотен других профессий: рекламировать свой бизнес, создавать клиентские базы, налаживать связи, конкурировать, предлагать новые сервисы, переобучаться, выстраивать новый имидж или реконструировать старый.
Я немного знаком с художниками (на портале ilemle.ru есть страница мастеров кисти – http://ilemle.ru/base/art.html). Могу утверждать: на баранов они явно не похожи. Все очень умные, толковые, нередко просто фантастически сообразительные ребята. Уверен, двое-трое из них вполне заслуженно войдут в число гениальных художников.
У нескольких художников появились свои сайты. Не исключено, после инцидента с мастерскими появятся новые художнические интернет-площадки: как-то сразу стало ясно, для чего они нужны. Но в целом ситуация остается преж-ней. Выставочные залы пусты. Кто-то платит за свет, тепло, горячую воду, уборку помещений, их аренду, организацию выставок, а приходят на них пять человек. Ни шатко ни валко. Однако что-то неуловимо меняется!
Напрасно наши художники избегают рекламы. Совершенно зря люди, претендующие на владение умами, прячут свои шедевры в пыльных мастерских. Хотя надо признать: дотации на поддержку художников раз в сто меньше цены их творчества. А может, и в тысячу. Во всем цивилизованном мире настоящую цену за работу художника дают состоятельные люди, способные по достоинству оценить их творчество. На аукционе Сотбис цена в несколько миллионов долларов за картину – обычное дело, семечки. В Чувашии состоятельных людей еще не очень много. Традиции меценатства – нулевые. Многих ли художников поощрили Угаслов, Кушев, другие олигархи?
Экономически меценатов не стимулируют. Они и сами не любят светиться – прошли суровую школу. Но бизнесменов, желающих помогать талантливым людям, становится все больше. Все валюты подвержены инфляции, а искусство вечно. Оно только дорожает. Картины – сокровище, заменитель золота, бриллиантов, один из способов выгодного вложения свободных денег. Очень крупный бизнес. Рынок картин в Чувашии есть, но аукционов нет. Новой системы оценки художественных работ тоже еще нет, а старая уже не срабатывает. (mx900_art)
Художники спят до сих пор. Пора их пробудить.И мастерские используются в основном для пьянства и разврата. Эти бездарные ханыги прикрываются творчеством.Государство не должно потворствовать лени и раздолбайству. Пусть платят как все и поживут в шкуре народа.А то строят из себя непризнанных гениев!!!
Многие мастерские перездаются владельцами более перспективным художникам они за них платят уже другие деньги,смотреть надо на реальную деятельность художника если творчество востребованно нужна и мастерская если хукдожник создает нематериальные ценност не дарит что попало музеям а музеи сами у него просят значит не зря учился и работал. У нас наверняка полно независимых критиков искусства пусть решают кто чего стоит. Прожить на продажах картин в Чувашии не реально Чувашии нужен вернисаж куда принес картину и без всяких процентов прдал
от 30 до 60 процентов отдавать салонам плюс материалы 10 процентов что им остается при низкой покупательной способности среднего покупателя а покупатель с реальными ценами готов платить только раскрученным художникам он не будет вкладываться в молодых и неизвестных
Ольга, умиляет ваш комментарий насчёт шкуры народа. Я думаю в ней неплохо живётся, ведь этой шкуре не нужно покупать кисточки, которые стоят в среднем от 100 до 300 рублей за штуку, масло один цвет, маленький тюбик может влететь вам не меньше чем в 100, а ведь цвет то нужен не один и не два, и на этом список инструментов не заканчивается.
И это самая малая доля того, что сам художник вкладывает в свою картину, если говорить о таких вещах как время, душа и даже просто здоровье.
Плюс это всегда как лотерея, то ли продашь, то ли останешься с носом.
Не думаю что тем, кто действительно работает остается что то на пьянки и вечеринки.
А насчет того, что вы сказали, есть поговорка — в семье не без урода. Не стоит акцентировать внимание на лентяях и как вы выразились,раздолбаях.
Дмитрий, солидарна с вашим мнением.