Право на труд, здоровье и жизнь

О том, что в последние десять лет экономика Чувашии росла завидными темпами, наслышан, наверное, каждый. Перемены к лучшему происходили у всех на глазах. Но мало кто знает, что одновременно в республике так же заметно падали показатели производственного травматизма. Посудите сами – если в 1997 году пострадавших на производстве насчитывалось 1334, а погибли на рабочем месте 74 человека, то по итогам прошлого года их было соответственно 418 и 39. Понятно, что количество занятых на производстве – величина непостоянная, но и в расчете на тысячу работающих число пострадавших снизилось более чем вдвое. По такому важному показателю, кстати, Чувашия занимает ведущие позиции в Приволжском федеральном округе, лишь немного уступая Татарстану и Башкортостану.
Эти цифры прозвучали на днях в ОАО «Химпром», на выездном заседании межведомственной комиссии по охране труда, в которую входят представители нескольких министерств, органов надзора и контроля, а также профсоюзов. А пару месяцев назад такая же представительная комиссия собиралась на другом нашем крупном заводе – в ОАО «Промтрактор». По словам начальника отдела охраны и экспертизы условий труда Минздравсоцразвития республики К. Милюхина, эти предприятия были выбраны не потому, что в чем-то провинились. Просто оба они градообразующие, крупнейшие налогоплательщики, там работают тысячи человек. Тот же «Химпром» – это десятки цехов со сложнейшим оборудованием, почти пятьсот гектаров территории, по которой курсируют собственные рейсовые автобусы…
Такое разнородное хозяйство, конечно, непросто поддерживать в идеальном состоянии. Особенно если учесть, что основная часть здешних цехов построена лет тридцать-сорок назад. Но статистика свидетельствует – количество несчастных случаев на производстве и их «тяжесть» в последнее время уменьшаются. Так что, похоже, новое руководство завода действительно старается навести порядок с охраной труда.
Впрочем, недавняя комплексная проверка, итоги которой подводила комиссия, выявила на предприятии и серьезные недостатки. В структурных подразделениях отсутствуют журналы инструктажа на рабочем месте, даже на опасных производственных объектах штаты обслуживающего персонала не всегда укомплектованы в соответствии с требованиями. Используется оборудование с истекшим сроком технического освидетельствования. А на шестом производстве водители электро- и автопогрузчиков не проходят предрейсовый медицинский осмотр.
Для устранения нарушений выданы предписания, виновные понесли заслуженное наказание. Будем надеяться, что серьезных инцидентов и на «Химпроме», и на тракторном заводе станет еще меньше. Но таких крупных предприятий в республике раз, два и обчелся. Гораздо больше средних и совсем маленьких, где вести серьезный контроль за безопасностью труда часто просто некому. Сомнительное лидерство по производственному травматизму за истекшие полгода, например, завоевала строительная отрасль, где особенно много небольших фирм. На ее «счету» уже двадцать несчастных случаев, пятеро погибших. Чего стоит одна июньская трагедия у Чувашского театра оперы и балета, когда под упавшей стрелой гусеничного крана погиб рабочий, а еще двое получили тяжелые травмы. Один из них позже скончался.
Конечно, и небольшие фирмы не остаются бесконтрольными. По всей республике на предприятиях, где работают более пятидесяти человек, сейчас создаются специализированные службы охраны труда. По данным Минздравсоцразвития, такие службы организовали у себя уже две трети работодателей. Регулярно проводятся проверки и «тематические» конкурсы. Специалисты делают упор на профилактику несчастных случаев, и это себя оправдывает. Проблема, по их словам, в том, что сами люди далеко не всегда серьезно относятся к обеспечению безопасности на своем рабочем месте. Одно дело, мол, теория, и совсем другое – жизнь. Но при такой логике недолго и жизни лишиться. А некоторые и вовсе ее пропивают – из четырнадцати погибших в первом полугодии шестеро находились в состоянии алкогольного опьянения…

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.