Театры города Алатыря

В Алатыре чуть больше сорока тысяч жителей. Вполне достаточно, чтобы иметь свой театр. Ну если не профессиональный, то любительский. Со званием народный. Их в Алатыре два – кукольный «Искорка» и драматический, работающие при городском Дворце культуры. С богатым прошлым, не блеклым репертуаром, выездами и даже прокатом спектаклей.

Десяток режиссеров за полвека

Руководители этих коллективов без экивоков поведали, что здесь не придерживаются принципов «лабораторного» театра, эдакой вещи в себе самой, репетиций ради репетиций, а работают на зрителя по твердой таксе – 70 рублей в премьеру и 50 на повторных представлениях. Одним словом, подход к удовольствию выйти на сцену в лучах софитов практически профессиональный. И даже светом и звуком, а также костюмами для актеров­любителей здесь занимаются профессионалы. Работники все того же ДК. А сами воздыхатели Мельпомены только играют в свое удовольствие. Такая вот идиллия.

Хотя не все так гладко. В театре, в любительском в том числе, всегда свои кочки и пригорки.

Например, драматический кружок при Доме культуры стал «народным» театром еще в 1959 году. За это время в нем сменилось немалое число руководителей. Но было время, когда взять на себя театр было просто некому, признается нынешний руководитель Галина Сурова. Бывало, что «главрежами» приходилось становиться и самим самодеятельным артистам, как это произошло в 70­е годы с Руфиной Бобковой, страховым агентом, блиставшей на сцене, а затем взявшей театр в свои руки. Добрым словом вспоминают здесь и Елену Санкевич. В бурные 80­е она сочинила немало постановок.

Галина Сурова уверена, что у театра есть все для интересной работы. Только сам театр как таковой нынче не так популярен, как прежде. Наполнить огромный зал ДК на 780 мест – редкая удача. Поэтому любители Мельпомены радуются выездам в Порецкое или Канаш: там сцены поуютней, поэтому ближе зрительское дыхание, да и голосовые связки не приходится так «рвать».

Дети играют с утра

Основатель «Искорки» Людмила Аксенова тоже начинала как руководитель драмкружка, но, работая в Доме пионеров, организовала свой первый кукольный театр. Поэтому когда ее пригласили в ДК, дали три набора кукол, несколько столов и стульев и поставили задачу сделать кукольный спектакль к новому, 1980 году, можно сказать, родился новый театр. Как вспоминают в ДК, это настоящий театр с двигающейся ширмой, театральным светом и одеждой сцены, просторным зрительным залом с лавочками, изготовленными по спецзаказу.

– Людмила Аксенова оставила замечательных актеров, – говорит нынешний руководитель народного кукольного театра Владимир Векшин. – Поэтому сначала я пригласил уже взрослых воспитанников театра. Получилось интересно, они все здорово делали. Но было одно но. Они не могли играть утренние спектакли в садиках, а это наш основной зритель. С тех пор я понял, что со взрослыми в наших условиях ничего не получится. И стали набирать деток.

Деток берут всех желающих. Потому что в процессе кто­то все равно отсеется, ведь здесь надо трудиться. В театре кукол в отличие от драматического актер не блистает на сцене, а стоит за занавеской и делает физически тяжелые вещи. Впрочем, Владимиру Векшину одних кукол тоже показалось мало. Поэтому в спектакле по сказке Л. Филатова «Про Федота­стрельца» у него играют и люди, и куклы.

Главную задачу таких театров, как «Искорка», В. Векшин видит не в том, чтобы нести в массы высокое искусство, а в том, чтобы личным примером доказывать, что заниматься творчеством – это здорово. «Человек, который занимается в театре, более развит, – убежден режиссер. – У него речь лучше поставлена. Даже в быту он другой. Потому что актер – это умение владеть собой, внутренняя собранность». Хотя о высоком дети неминуемо задумываются. Да и об актерской профессии тоже. Одна из «прим» театра, Даша Шереметьева, мечтает об актерской карьере. Галина Сурова тоже призналась, что любо­дорого смотреть, как на твоих глазах какая­нибудь «серая мышка» преображается в умеющую слово молвить и грациозно голову повернуть. «Дети, да и взрослые должны в этом плане развиваться, — уверена она, — а не только сидеть у телевизора или компьютера. Требуется и что­то натуральное». Юные актрисы народного драматического театра Таня Гуртаева и Катя Усова поддакивают, что изменились в театре. Теперь Таня намного бойчее, друзей стало больше, жизнь интереснее. Катя и вовсе наметила курс на театральное училище.

Это же наши артисты

Профессионалов с «чесом» по лагерям и садикам в Алатырь приезжает немало. Но, по словам В. Векшина, когда он приходит в детский сад и говорит, что в театре готов очередной спектакль, они зачастую отказывают профессионалам и принимают кружковцев, «это ж наши дети играют».

«У нас практически все есть для творчества, – вторит Г. Суровой режиссер «Искорки». – Наш дворец не из последних. Хорошо оборудован. Большие технические приспособления спектакля не улучшат. Просто дадут возможность лучше слышать или видеть. Тут важнее придумать что­то новое, найти нерв. Люди, таланты – вот что главное».

Интересно, что на зал кукольного театра, который сейчас ждет ремонта, есть планы и у драматических актеров. То есть в этих театрах не считают себя конкурентами.

– Мы даже совместно работаем, – говорит Галина Сурова. – Когда я пришла в театр, все было сложно, пришлось восстанавливать всю работу. И мы вместе работали над «Снежной королевой». Мне даже сон приснился, что мы едем с Володей на одном велосипеде в огромную гору. И я его спрашиваю: «Осилим?» «Осилим», – ответил он.

Опубликовано: 13 июля 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.