Свобода культурного маневра

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» вступил в силу еще в январе прошлого года. Но массовое появление АУ в стране наметилось только сейчас. Первыми на амбразуру бросили учреждения культуры. Например, в Перми пионером в этой области стала филармония, в Екатеринбурге – Дворец культуры. В Чувашии самой смелой оказалась Республиканская дирекция культурных программ.
Для эксперимента в регионах выбираются организации, где наработана относительно неплохая практика привлечения внебюджетных средств. Очевидные плюсы перевода в новый статус заключаются в гораздо большей самостоятельности распоряжаться заработанными средствами. Минусы, как и во всем, что касаемо рынка, – в риске распорядиться, мягко говоря, неумело. О том, как собирается жить в новом статусе дирекция культурных программ, мы беседуем с директором этого учреждения М. Матросовым.
– Максим Юрьевич, вы сами вызвались стать первопроходцами АУ?
– Да, это наша инициатива. Кому-то надо начинать. А что нам терять? Кроме того, что нужно пройти теперь через определенную бюрократическую процедуру.
– По закону учреждения культуры, к которым относится ваша дирекция, должны теперь будут существовать либо как государственные, либо как автономные. Чем вам не нравится существование под крылом государства?
– Нужно отметить, что государственное и автономное учреждение – не взаимоисключающие понятия. Речь идет о разных формах финансирования. Учреждения будут делиться на бюджетные и автономные, государственные же по своему статусу. Мы решили попробовать, потому что нам легче это сделать, чем, например, театру, той же филармонии. У нас почти нет имущества, нет большого коллектива, своего здания в центре города, то есть у нас в этом плане гораздо меньше рисков и больше маневренности.
– И все же в чем главное отличие вашего вчерашнего существования от завтрашнего, когда вы начнете работать в новом статусе?
– У государственных учреждений все доходы-расходы контролирует казначейство. АУ выбирает кредитное учреждение самостоятельно. Все расходы в госучреждении производятся строго по смете, написанной на год вперед. Если там заработают больше, чем запланировали, то заработанные деньги могут потратить лишь на следующий год. Поэтому многие вопросы невозможно решать оперативно. Для автономного же учреждения учредитель, у нас это республиканское Министерство культуры, формирует госзаказ и выделяет под него определенные субсидии, которые АУ расходует так, как считает более рациональным. Например, на проведение марафона культурных событий, концертов на вокзале и так далее, как и прежде, будут выделяться средства. Но уже не по смете, а в виде госзаказа. То есть у нас остается гарантия бюджетного финансирования. Плюс к этому в отличие от учреждений на госдотации мы имеем право брать банковские кредиты.
– Ваши работники единогласно проголосовали за новый статус. Они надеются, что будут больше зарабатывать?
– Мы все надеемся на лучшее. Что касается заработка, то статус АУ и здесь открывает новые возможности. Ведь в государственных учреждениях размер оплаты труда устанавливается с учетом единой тарифной сетки, а «автономия» позволяет устанавливать размер заработной платы самостоятельно, то есть вести в этом отношении более гибкую политику, в зависимости от имеющихся средств. Это же касается и количества работников, строгости штатного расписания остаются в госучреждении.
– В комментариях культурного ведомства говорится, что изменение проводится «в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, оптимизации расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на оказание государственных услуг в области культуры». Как вы собираетесь повышать указанную эффективность?
– Не секрет, что главная задача перехода в новый статус – это повышение доли внебюджетного финансирования таких организаций, как наша. Бюджетные деньги должны работать вместе со средствами из других источников. А свобода маневра этому только способствует. Даже такая «мелочь», как постатейная бюджетная роспись освободит массу времени и сил. Теперь для нас вообще не регламентируется так называемая «иная деятельность». И это большой задел для креатива.
– Но имуществом вы все же рискуете?
– Естественно, рискуем. Если раньше за все погрешности руководства надо было принимать решение министерству, то теперь мы отвечаем и за это. Функции контроля возложены на наблюдательный совет, который скоро будет сформирован.
– Этот совет будет разрешать вам даже обслуживать свадьбы и корпоративные вечеринки?
– Свадьбы обслуживать мы, конечно, не собираемся. Но если жизнь заставит, это в принципе не исключается. Хотя мы надеемся на более, скажем так, интересные проекты. Например, как Год Китая в прошлом году. Сегодня на рынке оказания культурных услуг работает достаточно много людей. И не всегда они делают это профессионально. Мы тоже не можем охватить весь спектр. Но в каких-то вещах мы сильнее.
– А что от перехода учреждения в новый статус получит так называемый потребитель культурных услуг? Какая для него разница – автономная у нас ДКП или бюджетная?
– Я думаю, что если мы станем работать рациональнее, больше внимания уделять содержанию наших акций и проектов, а не согласованиям переброски средств между статьями сметы и тому подобному, то и зритель, автор или участник культурного проекта получит в результате гораздо более качественный культурный продукт.

Наша справка

ГУК «Республиканская дирекция культурных программ» создано в 2004 году в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 15 декабря 2003 года № 115 «О реализации инновационных программ и мероприятий в сфере культуры».
Основная деятельность дирекции направлена на формирование через инновационные проекты имиджа республики как открытого культурного пространства, оказание содействия созданию новых моделей культурной деятельности, способствующих улучшению качества духовной жизни населения республики, распространению лучших российских и международных достижений в сфере культуры и искусства.

Опубликовано: 5 июля 2008 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.