Год назад, подводя итоги первого квартала в экономике, приходилось говорить в основном о потерях в главных отраслях, вызванных кризисом. Что преподнес нам нынешний минувший квартал, как будет развиваться экономика дальше? Об этом наш корреспондент беседует с вице-премьером – министром экономического развития, промышленности и торговли республики И. Моториным.
– Как вы, Иван Борисович, оцениваете сегодняшнюю ситуацию в сравнении с недавним критическим состоянием? Можно ли сказать, что кризис полностью преодолен?
– В сравнении с прошлогодними показателями в промышленности, социальной сфере, в поступлении налогов мы в плюсе. Достаточно динамично развиваются основные производства, регулярно выдается зарплата. То есть острая фаза кризиса преодолена. Однако демонстрировать безудержный оптимизм пока рано, о чем предупреждают как международные, так и наши эксперты. В правительство страны внесен прогноз, в котором высказываются довольно сдержанные оценки ближайшей перспективы.
– Но вот промышленность Чувашии в первом квартале продемонстрировала рост почти на 19 процентов. За счет каких отраслей и где спад еще дает о себе знать?
– Из 12 основных видов промышленности в 8 положительная динамика. Но в пищевой, текстильной, электротехнической и деревообрабатывающей отраслях прошлогодний уровень не достигнут. В каждой из них свои причины. Если взять электротехнику, где спад небольшой – порядка 1 процента, это связано с тем, что в прошлом году наблюдался значительный рост. И во второй половине этого года разрыв будет ликвидирован. Что касается текстильной отрасли, причина известная – тяжелая ситуация в «Волжской текстильной компании»: давальческое сырье, регистрация в Москве, конкурсное производство… Состояние деревообработки сильно зависит от годовых показателей, так как погоду в отрасли во многом делают малые предприятия, учитываемые в основном по итогам года. Но и тут, полагаю, текущий год завершим относительно успешно. Минприроды уже сформировало аукционные лоты, которые намерено реализовать в мае-июне. К тому же спрос на продукцию деревообработки остается достаточно высоким. А «пищевку» потянуло вниз закрытие наших спиртовых и ликероводочного заводов. Но сегодня чебоксарский завод, как вы уже знаете, возобновит производство. К тому же кондитерская фабрика «АККОНД» намеревается запустить ряд новых линий.
– Насколько ощутимо повлияли на ситуацию в деревообработке прошлогодние лесные пожары?
– Очень ощутимо. Ведь довольно долго действовал запрет на разработку леса как у нас, так и в других регионах. В итоге те предприятия, у кого не было запасов, встали. Потом долго еще не могли приступить к разбору сгоревших массивов в отличие, скажем, от Марий Эл.
– Хотелось также вернуться к ситуации на «ВТК». Не станем повторять то, о чем много говорилось в последнее время, достаточно подробно – на недавнем заседании Координационного совещании при Президенте. Людей сейчас интересует, как же все-таки компания выйдет из глубочайшего кризиса. Один из путей – поиск новых инвесторов, то есть хозяев. Они уже бывают на предприятии, вот недавно шуйские текстильщики проявили интерес…
– Новые арендаторы чулочно-трикотажной фабрики при всех коллизиях, о которых действительно сейчас пишется много, потихоньку восстанавливают прежние обороты. Но есть, конечно, сложности, связанные в первую очередь с тем, что вся торговая сеть фабрики была выведена из активов предприятия, то есть существовала самостоятельно, принося доходы только ее владельцам, но никак не всей фабрике.
Что касается конфликта с увольнением работников… Был персонал, который числился на обанкротившемся предприятии «ВТК», а не на предыдущем арендаторе, который взял чемодан и ушел, не понеся никакой социальной нагрузки и ответственности. Новый арендатор не раз предлагал трудоустроить людей в соответствии с трудовым законодательством, но этого не было сделано. Соответственно при переходе кто-то был уволен, цифры называются разные – от 16 до 100 человек. Сегодня этим вопросом занимаются прокуратура и трудовая инспекция, и я думаю, что права людей будут соблюдены.
Гораздо сложнее дело обстоит с текстильным производством. На сегодня на здешних 44 гектарах используются только два корпуса, и то не в полном объеме, что совершенно недостаточно, чтобы кормить все текстильное производство и уплачивать налоги.
Действительно, появляются потенциальные инвесторы предприятия, и не только из Шуи, но и из Чебоксар, Москвы, Ивановской области и дальнего зарубежья… Камень преткновения тут – стоимость имущества «ВТК». Суммы, которые готовы они заплатить, не устраивают совет кредиторов компании. По его оценке, это не меньше 2,9 миллиарда рублей. Ни один из порядка 10 потенциальных покупателей столько не дает.
– А не получится ли так, что покупатели, как говорится, возьмут измором, поставив продавца перед выбором: либо по-крупному уступаете в цене, либо вообще останетесь ни с чем. Ведь такие прецеденты не редкость. Не так давно буквально за бесценок было продано одно обанкротившееся уникальное предприятие…
– Здесь вопрос в том, что любой инвестор, который придет на предприятие, должен сделать солидные вложения и выстроить нормальный бизнес, приносящий доход. А ведь и чулочка, и текстильный комбинат – это не очень-то прибыльные производства (текстильная часть работает на грани рентабельности). И не исключено, что инвестор откажется от них и займется чем-нибудь другим, более выгодным. Эти факторы не могут не влиять на реальную стоимость имущества компании. Ведь банки вряд ли будут выдавать огромные кредиты под слабые экономические гарантии заемщика. У нас, органов власти, относительно «ВТК» намерение одно – как можно быстрее поставить точку в этой истории, чтобы вывести наконец людей из состояния неопределенности.
– Сельское хозяйство… Из-за прошлогодней засухи здесь высказывались весьма мрачные прогнозы. Однако последствия оказались не такими уж и плачевными. Во многом, конечно, благодаря своевременной и большой помощи государства. Поголовье коров, что вызывало наибольшие опасения, в республике удалось практически полностью сохранить. Не было зимой и катастрофической бескормицы. Прогнозировался также безудержный рост цен на хлеб, картошку, на последнюю – до 60 рублей за килограмм. А она к весне подешевела до 35 рублей…
– Все это так, но и заражаться чрезмерным оптимизмом, думаю, не стоит. Год в АПК начался нелегко. Тяжелая, снежная зима, нехватка семенного материала с учетом засухи прошлого года. Тем не менее большая часть хозяйств к севу если уж не блестяще, то неплохо подготовилась. Полагаю, намеченные планы по посевным площадям будут выполнены. Что же касается урожая, то тут приходится надеяться не только на себя, но и на небесную канцелярию. Прогнозы относительно достаточности влаги вы-сказываются пока не самые лучшие. Но, как всегда, будем надеяться на лучшее, не забывая о худшем.
Фабрика стоит, уважаемый господин министр, не работает! Зато Эвкрата Кудряшовой — новой арендаторши чулочки — работает. Не зря ж наверное там осенью сам президент Игнатьев побывал. Может он и на ВТК заглянет, глядишь и там дела наладятся. Может хватит болтологией на координационных совещаниях заниматься, а лучше реальную помощь людям оказать. Савву Игнатьев может ругать до бесконечности, только как это улучшит сегодняшнюю ситуацию на ВТК, как это поможет работникам, которых до нищеты довели сегодня не Савва, а протеже Игнатьева — Кудряшова и пртеже сбербанка — конкурсный Парамонов. Кто-то может ответить на этот вопрос? впрочем вряд ли вы, уважаемая СЧ, его вообще опубликуете на своем сайте, поскольку президенту это не понравится