Жаловаться на то, что в Чебоксарах некуда сходить, уже просто неприлично. Количество площадок для проведения культурного досуга растет с каждым годом. Другое дело – качество предлагаемого культурного продукта. Тут пора и критиков выпускать, считает искусствовед Анастасия Григорьева.
В ноябре прошлого года попавшее в руки команде лофт-проекта «Плацдарм» помещение на АТС-42 преобразовалось еще в один творческий центр под названием HUBspace узел связи. Организаторы этого активно развивающегося пространства поставили перед собой цель – решить давно назревшую проблему объединения и взаимодействия людей. В наш век глобализации, когда все контакты переместились в социальные сети, а дискуссионное поле перешло в блогосферу, миссия «плацдармовцев» приобретает особое благородство.
Еще совсем недавно многим казалось, что пришло время одиночек, а ностальгию вызывала бурная жизнь 80-х. Но в воздухе уже витал вопрос – возможно ли вытащить людей из всемирной паутины и привлечь их к реальным, а не виртуальным проектам. Ребята, орудующие на Хабе, пока не слишком задаются этим вопросом. Они активно используют блага цивилизации, проводят вай-фай, с упоением устраивая он-лайн трансляции со своей площадки. На афише можно наблюдать разброс от занятий
Настоящее дело – сделать из этого фабрику по созданию творческих проектов, взращивать молодых художников.
йогой до рок-концертов и театральных постановок. Наблюдая за этой событийной пестротой, впору заподозрить организаторов в неразборчивости. Но, как подсказывает опыт, нестандартные партнерства зачастую дают неожиданные результаты. Запустив на полтысячи квадратных метров творческую молодежь, организаторы, конечно, не прогадали. Те, кому приходилось искать прибежища в съемных залах или на квартирах, теперь могут не только реализовать свои идеи, но и найти соратников. Однако и на столь благодатной почве жить без «политики» не слишком продуктивно. Рано или поздно придется эту самую политику выстраивать и думать о том, как заполнять пустующие ниши. Дать место для творчества – это еще присказка. Настоящее дело – сделать из этого фабрику по созданию творческих проектов, научиться демонстрировать рейтинговые образцы современного искусства, взращивать молодых художников и осваивать новые формы искусства. А это уже не так просто. Все это требует многоуровневой структуры, не ограничивающейся просто связью с общественностью и администрированием. К тому же ребята ставят в основном на местные ресурсы. А, например, встретившись не так давно с директором Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Анной Гор, я убедилась, что этот филиал не прочь взаимодействовать с другими регионами. И этим нужно пользоваться!
Такая работа ведется на голом энтузиазме и не подкреплена никакими гарантиями. Но это плата за свободу от внутриведомственных отчетов и строгих графиков. Допускаю, что сравнение таких начинаний с деятельностью государственных культурных площадок совсем скоро может оказаться не в пользу последних. Более того, площадки, подобные HUBspace, могут стать брендом и событием региона, а главное – оказаться живучее своих предшественников.