Тема цен на молоко, поднятая в статье под таким заголовком («СЧ» от 29 января с.г.), живо заинтересовала читателей – оно у всех на столе. Только не для всех участников молочного рынка высокая закупочная цена благо…
НЕ ДО СЛИВОК, БЫТЬ БЫ ЖИВУ
На мой взгляд, молокоперерабатывающие предприятия в публикации по уже сложившейся традиции представлены как звено, без особых усилий срывающее основной куш. Но это не так, усилия и затраты требуются огромные, чтобы выпускать молочную продукцию необходимого качества в современной «обертке». Хотя для потребителя это и неинтересно, он исходит из конечной цены.
Вот в статье говорится о новой упаковке в виде кринки. Чтобы ее внедрить, нам пришлось установить дорогостоящее импортное (отечественное не выпускается) оборудование, отладить технологии и так далее. Затраты эти неизбежно закладываются в цену, что, кстати, не противоречит соответствующим законодательным нормам. Ведь за все надо платить: получил потребитель упаковку, которая не опрокидывается, – немного доплати, иного просто не дано. Хочешь молоко в обычном целлофане – оно рядом, бери…
Но нынешние высокие закупочные цены, так выгодные сельхозпроизводителям, для переработчиков не благо, а головная боль. На отпускные цены существует «потолок», значит, с подорожанием закупки процент нашей прибыли уменьшается. А нам, кроме обновления оборудования, надо еще и зарплату, налоги платить. Мы взяли на себя доставку молока от производителей – тоже затраты. Доплачиваем также за сортность молока.
Все это касается не только нашего завода, но и практически всех переработчиков. В итоге реальная закупочная цена молока доходит до 20 рублей за литр, 16 рублей – только «база». Это заметно влияет на объемы продаж, которые по некоторым продуктам сократились. Если в прошлом году у нас выпускалось порядка 40 наименований, то сейчас – не больше 30. Дорогое сырье делает выпуск некоторой продукции просто убыточным. Мы вынуждены искать новые «упаковочные» решения, осваивать новый продукт, потом его продвигать, на что опять же требуются деньги.
Д. Бибиков,
директор филиала «Молочный комбинат «Чебоксарский».
Компания «ЮНИМИЛК».
ДОРОЖАЕТ ВМЕСТЕ С КОРМАМИ
Нельзя не согласиться с тем, что закупочные цены на молоко нынче для крестьянина не унизительные, как в прежние годы. Это частично стало возможным, конечно, изза засухи, но в сельском хозяйстве много таких непредсказуемых вещей. Важен результат: благодаря молоку мы сейчас выживаем.
Взять наше поселение. В личных подворьях у нас насчитывается более 400 коров, некоторые хозяева ухитряются держать по две буренки. Молоко закупают Янтиковский завод, местный потребительский кооператив «Зорька» и Красноармейское райпо. Продукция идет нарасхват, между закупщиками острая конкуренция. Выигрывают пока янтиковцы – дают по 16 рублей за литр и расплачиваются, как говорится, не отходя от кассы. Кооператив дает столько же, но рассчитывается через неделю. У райпо цена на рубль ниже, зато можно в счет оплаты взять товар в его магазине. Словом, со сбытом продукции нет никаких проблем, выбирай – не хочу…
И тем не менее даже такую хорошую закупочную цену по нынешнему времени вряд ли можно признать вполне удовлетворительной и высокорентабельной. Одновременно с молоком подорожали корма. Многие подворья пока обходятся своими, но к весне запасы убывают. А иным уже приходится раскошеливаться за привозные солому и сено. Стоят же они нынче как минимум вдвое дороже, чем в прошлом году. Тюк сена весом 350 килограммов – до 3000 рублей, 250 кг соломы – 2500 рублей. А надолго ли хватит тюка…
Вотвот начнутся отелы коров. Испокон века это событие для крестьянина было долгожданным. А мы нынче тревожимся: после отелов молока становится больше, значит, и цены закупки пойдут вниз. А кормов ведь меньше не потребуется…
В. Долгов,
глава администрации Алманчинского сельского поселения
Красноармейского района.
А ОСАДОК ОСТАЛСЯ
Прочитав статью в Советской Чувашии» «Молочные реки меняют русло», с удивлением узнала, что молокато в новой «криночной» упаковке, оказывается, не литр, а 900 граммов. До сих пор просто не обращала внимания на «сопроводиловку» на пакете.
Допускаю, что молочники не имели какогото корыстного замысла, внедряя такую упаковку (а она действительно более удобная) с немного заниженной вместимостью, но все равно какойто осадок остается. Потому что не раз встречала молоко в обычном литровом пакете такой же стоимостью, что и 900граммовый. Впрочем, тут непросто разобраться – продавцы на все дадут вроде бы убедительный ответ.
Я о другом. Хорошо, что сельчане сейчас имеют неплохой доход от молока. Сама я выросла в деревне и знаю, каково держать корову. Да только экономика у нас такая, что когда комуто становится хорошо, другому обязательно не очень. Молоко постоянно растет в цене. И ложится оно на семейный бюджет ощутимо. Мы с мужем на пенсии, на двоих выходит около 13 тысяч рублей. 3 тысячи отдай за квартиру, остается только на еду. А тратиться тут приходится еще и на пятилетнюю внучку, которую дочь растит одна. Живут они отдельно, но из детсада частенько ее приносит к нам. Любит Соня молоко, каждый день покупаю пакет, а то и два, если блины затею. В неделю, выходит, выложи более 200 рублей, в месяц – около тысячи. Для пенсионеров накладно.
Е. Павлова,
ветеран труда, Чебоксары.
Статистика. По данным Центра рыночной информации РФ, публикуемым КУП «АгроИнновации», цена молока жирностью 3,2% на 1 января с.г. в целом по стране составляла 34,41 рубля за литровый пакет. В Чувашии, по сведениям «АгроИнноваций», на ту же дату – 29,11 рубля. Такая же цена оставалась и на 27 января.