Cемь чувств

Зрение, способность видеть — ключевое для человека чувство. Через него мы получаем до 90% информации о внешнем мире. Ориентация в пространстве, выбор направления и цели, представление об объеме и формах тела — без зрения все это невозможно. Но может ли человек прожить с одним лишь зрением, без других чувств?
Чувство равновесия и места в пространстве. За него отвечает вестибулярный аппарат, расположенный в нашем ухе. Благодаря тончайшим рецепторам мы с закрытыми глазами определяем, где верх-низ, приблизительную степень наклона самолета при взлете-посадке, уровень качки во время морской прогулки. Нарушения в его работе приводят к укачиванию. Без вестибулярного аппарата мы не могли бы даже сидеть, не говоря уже о способности стоять и тем более ходить. Мы просто не смогли бы сохранять равновесие, нас кидало бы из стороны в сторону. Что интересно, работа вестибулярного аппарата отчасти зависит от силы воли: сосредоточенный на ПДД водитель может укачиваться только на пассажирском сиденье, когда ему не надо концентрироваться на дороге.
Слух. Орган этого чувства сосредоточен там же, где вестибулярный аппарат, — в ухе. В этом есть некий резон: ухом мы определяем источник звука, направление, откуда он пришел. Без слуха жить можно, что доказывают миллионы полностью глухих людей во всем мире. Если же одно из чувств утрачено, слух частично берет на себя его функции. Например, говорят, что при потере зрения человек начинает лучше слышать — в этом случае слух приобретает гораздо большее значение, чем раньше.
Язык отвечает за чувство вкуса. Его рецепторы различают основные вкусы — сладкий, кислый, горький, соленый — и их сочетания. Единого мнения по поводу вкуса глютамата натрия нет, но вся Юго-Восточная Азия, его потребляющая, скажет вам, что это — пятый основной вкус. Без вкуса, если такая беда случилась, жить можно. Только вся пища будет на один вкус, вернее, совсем без него.
Запах — зона ответственности носа. Она достаточно обширна и генерирует широкий диапазон эмоций: благодаря запаху мы можем испытывать сексуальное возбуждение, а можем и отвращение от, скажем, испорченной пищи. Люди без обоняния живут, не особо страдая от этого. Их только немного раздражают старые добрые друзья: «Ты что, правда не чувствуешь даже ЭТОТ запах!?»
Осязание — чувство кожи, нашего самого большого органа. Осязание дает нам ощущение прикосновения, давления, температуры, в общем — различных характеристик кого-то или чего-то, физически контактирующего с нами. Чувство это критически важное: его отсутствие не обязательно несет с собой смерть, но оно и не предупреждает об опасности. Без осязания мы не почувствуем укуса бешеной собаки, солнечного и/или огненного ожога, смертельного холода. А также тепла кожи другого чело века, нежного поглаживания и про хлады моря в жаркий день.
Наконец, седьмое чувство. Абсолютно антинаучное и отрицаемое многими учеными. И это при том, что сами они часто делают научные открытия именно благодаря интуиции. Говоря другими словами, интуиция — это возможность находить ответ на вопрос, избегая раздумий, мышления. За него не отвечает ни один наш орган и в то же время все сразу. Те, кто все-таки интуицию пытался изучать, говорят, что ее формируют и наш жизненный опыт, и опыт других людей, и абсолютно непрактические знания.

Анна Кожухарь

Опубликовано: 3 февраля 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.