Уже вторую весну подряд с началом навигации звонят и пишут в редакцию дачники, пользующиеся водным транспортом. Жалуются, что цены на билеты растут, а число рейсов и качество обслуживания чуть ли не в прямой пропорции снижаются.
СТАРОЕ «УПЛЫВАЕТ», А НОВОЕ «НЕ ПРИЧАЛИВАЕТ»
Вот дачница из Новочебоксарска Л. Семенова от имени своих товарищей по несчастью возмущается: «Если в былые времена из Новочебоксарска до Шульгино «омики» курсировали пять раз на дню, то в последние годы количество рейсов сократили до двух. А недавние нововведения дачников просто шокировали». Как выяснила наша читательница, Чебоксарский речной порт нынче продал в Нижний Новгород вроде бы за долги теплоход «Стремительный», вмещавший 242 пассажира. Это судно прошлое лето исправно трудилось на линии Новочебоксарск – Шульгино. А теперь туда ходит маловместительный «омик». Мало того, 10 мая, в субботу, по сообщению дачницы, вечерний рейс от пристани Новинское (ближняя к Новочебоксарску дачная зона) был сорван. Люди ждали его снизу по новому расписанию в 18.25, но, так и не дождавшись, прокатились на «омике», прибывшем в 18.40, вниз по Волге, до Мариинского Посада. А уж оттуда добирались в город химиков на автобусе, совершив изрядный круг по воде и по суше.
«Кстати, когда прибыли на Марпосадскую пристань, было уже около 19.00, но нашего вечернего рейса даже на горизонте не было видно. Хорошо, что не остались на Новинской пристани», – повествует читательница. В следующую субботу, 17 мая, сбитый с толку народ пришел на Новинскую пристань к 19.35, решив, что расписание пока остается прошлогодним. Ждали перевозчиков до 20.00. Решив, что в субботу вообще отменили вечерний рейс, многие вернулись на свои огороды, а часть пошла пешком через овраги в Мариинский Посад…
«Стремительный», 1955 года выпуска, морально и физически устарел, для дальнейшей его эксплуатации пришлось бы очень многое менять, потому что сегодня требования в этом плане жесткие. Вот судно и продали, а не за долги, как вам кто-то наговорил», – авторитетно опроверг слухи генеральный директор Чебоксарского речного порта В. Шайкин. Значит, старый добрый «Стремительный», знакомый не одному поколению жителей приволжской части Чувашии, пошел на металлолом? «Его купила организация, а для какой цели – нам неведомо», – пояснил директор порта, заметив, что сегодня устаревшие суда типа «омиков» для пассажирских перевозок «не интересны», поэтому от них будут постепенно избавляться. Значит, следующими будут проданы теплоходы МО-57 и МО-91, ведь объявление об их реализации вывешено на сайте речного порта?
Руководитель речного порта сначала отрицал, что для 57-го ищут нового хозяина, но, открыв сайт, обнаружил обратное. Заметно было, как это опечалило В. Шайкина. Он даже стал уверять, что МО-57 пойдет только на обмен, а никак не на продажу в отличие от прогулочного МО-91. Видя переживания генерального директора, было неловко спрашивать, какое именно современное судно можно выменять на трамвайчик выпуска 60-х годов прошлого века. Понятно, что если обмен не состоится, новые суда придется покупать. В. Шайкин извлек из шкафа проект современного теплохода на 125 пассажиров. Когда же новичок появится в нашем речном порту? А тогда, когда такие суда запустят в серийное производство и в том случае, если акционеры Чебоксарского речного порта примут решение о дорогой покупке в 15 млн. рублей.
РАБОТА С КЛИЕНТАМИ
На тему убыточности пассажирских перевозок директор порта говорил охотно: «В прошлом году мы потеряли на них 9 млн. рублей. Все потому, что количество пассажиров у нас падает, но мы ходим в рейсы, перевозя по 3-4 человека».
А не просматриваются ли в этом «старания» и самих речников? Ведь те же дачники из Новочебоксарска, дважды напрасно намучившись в ожидании речной переправы, в третий раз выберут другую дорогу на дачу. Кто упросит соседей, имеющих автомобиль, довезти их, кто доедет до Марпосада по шоссе, а потом пойдет пешком преодолевать овраги. И все будут с надеждой ждать, когда же наладится расписание.
Точно так же в прошлом году «перевозили» дачников из Чебоксар в Шешкары и Ильинку. А они звонили в редакцию «Советской Чувашии»: «Разберитесь, что случилось с речным транспортом. А то пришла в субботу на пристань с тяжелой тележкой, а рейс в Ильинку отменили, хотя он в расписании стоит. В воскресенье на утренний рейс я уже не пошла, потому что на пристани толком не сказали, будет он, или нет». Чем больше таких не пришедших, тем меньше заполняемость рейса. И вроде никто, кроме пассажиров, не виноват.
Опираясь на вахтенный журнал, сведения из которого, видимо, не подлежат сомнению, директор поведал, что сбоев в расписании рейса Новочебоксарск – Шульгино в мае не было и ни один рейс с начала навигации не отменен. Хорошая весть для новочебоксарских дачников. Выходит, гражданка, обратившаяся с письмом, напрасно волновалась? Хотя, что такое письмо, подписанное одним человеком от имени остальных?
ПРИБЫЛЬ ЧЕРПАЮТ СО ДНА
Читая отчет речного порта за прошлый год, поначалу недоумеваешь. Словно не о перевозчике идет речь, а о ресурсодобывающем предприятии – порт имеет 7 месторождений речного песка, добыча которого увеличилась на 17 проц. Таким образом, сообщают речники, мы вносим посильный вклад в успешное осуществление программы по строительству автомобильных дорог в Чувашии. Замечательно. А вот вклада в развитие пассажирских перевозок не видно, в таблице показателей эти строки с минусом. И скромно сказано, что общество старается улучшить качество услуг, занимаясь коммерческой деятельностью на пассажирском флоте: сдавая суда в аренду, организовывая прогулочные рейсы и корпоративные вечеринки. Была уверенность, что держаться на плаву помогает также сдача в аренду помещений, находящихся в административном здании речпорта (судя по объявлению на сайте), но В. Шайкин заявил, что вверенная ему структура здесь совершенно ни при чем. Арендными делами ведают якобы некие фирмы.
В общем свою прибыль порт черпает в песке, а пассажирские перевозки приносят ему только убытки. Неоспоримо, что пассажирские перевозки в любой стране на любом виде транспорта убыточны, потому-то государство старается не терять над ними контроль. И среди акционеров нашего речного порта значится государственная структура – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (г. Москва), владеющее 25,5 проц. акций. Его представители периодически знакомятся с финансово-хозяйственной деятельностью порта. И, не скрывал В. Шайкин, высказывают пожелание, чтобы речной транспорт более интенсивно развивался. Так, может, «государственным» акционерам пора уже не мягко предлагать или жестко требовать, а эффективно помогать, чтобы пассажирские перевозки не «зарывались в песок». Известно же, что цены резко растут, и не только на суда, но и на топливо. Речпорт – предприятие коммерческое, оно, в принципе, не должно работать себе в убыток. А вот работа по принципам максимальной открытости и гласности речникам, наверное, не станет в убыток. Неукоснительно соблюдать расписание, а при отмене рейса заранее предупреждать людей – возможно, через средства массовой информации, – это же не сложно. Зато у пассажиров и нервы будут в порядке, и лишних вопросов не появится.
P.S. Пока материал готовился к печати, дачники из Новочебоксарска позвонили в редакцию и сообщили о замеченных в минувшую субботу изменениях. Рейсов Новинское – Новочебоксарск в тот вечер было целых два – в 18.25 по новому расписанию, и в 19.35 – по старому. Так что «новинские» дачники были приятно удивлены.