Лекарство на тарелке

Вице­президент Национальной ассоциации клинического питания, доктор медицинских наук Татьяна Гроздова во время визита в республику встречалась с главными врачами лечебных учреждений, чтобы помочь улучшить питание пациентов в больницах. Корреспонденту «СЧ» удалось побеседовать с гостьей. Татьяна Юрьевна рассказала много интересного, о чем важно знать каждому.
Мы частенько думаем, что полезное не может быть вкусным, по той простой причине, что понятие «вкусно» для каждого человека свое. Кто-то обожает шашлыки, а кому-то подавай сладости. Но недаром в народе говорят, что те, кто не ест пищу как лекарство, вынужден есть лекарства, как еду. Это наши предки заметили в ту пору, когда лечение у докторов было доступно очень ограниченному кругу, и люди были вынуждены лечиться правильным подбором продуктов, которые они съедали. Вряд ли это помогало всем, но кому-то, наверняка, приносило облегчение. Это как раз и было началом диетологии.
«Наша страна единственная в мире, где есть научно-исследовательский институт питания. Почему вопрос стоит так серьезно? – говорит Татьяна Гроздова. – Лечебное питание пациента – это комплексный вариант терапии. Возьмем самый простой пример, инфаркт миокарда. Как это у нас бывает? Казалось бы, здоровый человек, раз – и инфаркт, он уже в больнице. Человек привык есть ни в чем себя не ограничивая, а его кормят, по его мнению, недостаточно. В этот момент потребность у него в килокалориях составляет 1200, а конкретно в белке – 70-80 граммов. Если к нему придут сердобольные родственники и накормят его белком, то у него будет повторный инфаркт, и он умрет. Сердце не справится с нагрузкой на другие органы. Через три недели после инфаркта, когда рубцевание идет правильно, его питание должно измениться. В нем должно быть минимум жиров и углеводов, но максимум белка: 120-130 граммов, потому что это строительный материал, который помогает восстановить сердечную мышцу».
Пациенту мало назначить антибиотики, еще какие-то препараты, его нужно кормить в соответствии с болезнью. Ведь из пищи организм получает компоненты, которые идут на выработку гормонов, замещение отмирающих клеток, связывание с токсинами. Не будет хватать белка, любой препарат даст передозировку. Поэтому пища для медиков – это белки, жиры и углеводы. Пациента в реанимации «кормят» при помощи внутривенных вливаний. Потому что он нуждается в дотации пластического материла. После тяжелых полостных операций больных кормят через зонд разведенным в воде сухим питательным порошком. Если им давать обычную еду, то будет расхождение швов, нарушение работы поджелудочной железы, всевозможные осложнения. Надо добиться того, чтобы пища усваивалась очень быстро и полностью, не нагружая организм. По данным США, у них до 40 процентов больных раком умирает от недоедания, потому что недоступно специальное питание.
Если больной получает хи-миотерапию, ему нужен белок, так же как и пациенту, получившему ожоги. При большой поверхности поражения кожи необходим рацион, где присутствуют 120-140 граммов белка для восполнения потерь. Организм может взять из собственных запасов углеводы или жиры, но вот белок взять неоткуда. Это касается не только больных, но и здоровых людей.
Очень многие наши болячки начинаются за обеденным столом. Мы едим «неправильную» пищу. Она не сбалансирована, и вот мы набираем лишний вес, и при этом держим организм на голодном пайке, потому что при избытке калорий недополучаем важнейшие компоненты. Располнев, мы бросаемся худеть, садимся на чудо диеты, даже не подозревая, какой вред себе наносим.
Когда вам обещают, что за неделю вы сбросите десять-двадцать килограммов – можете смело зачислять таких людей в шарлатаны. Если вы поели очень хорошо, это 4 тысячи килокалорий, то чтобы потратить их, нужно взять отбойный молоток и поработать им смену. Хотите похудеть – тратьте чуть больше, чем потребляете, но при этом питание должно быть сбалансированным. Не надо отбивать аппетит невкусной пищей. Он сам уйдет, когда еда будет правильно приготовлена и рассчитана. И это случится не за неделю и даже не за месяц.
Минздрав России издал приказ о диетологической помощи, впервые в истории страны в поликлиниках будут открывать кабинеты диетологов. Чтобы человек мог проконсультироваться, как и чем нужно питаться конкретно ему. Здесь нужно учитывать и ритм жизни, и наличие каких-то заболеваний, и необходимость пить лекарства.
Татьяна Юрьевна приводит пример из своей практики. Нередко бывает, что она выписывает препараты пациенту, после которых у него появляется изжога. Нужно назначать дополнительное лечение. Врач спрашивает, как пациент ест? Слышит в ответ, что утром – завтракает, вечером – ужинает. Но ведь физиологию никто не отменял. «Есть нужно четыре раза в день, – говорит профессор. – У нас циркадный ритм такой, что каждые 90 минут мы должны получать жиры, белки и углеводы. Так мы устроены. Мы не волки, это им достаточно один раз поесть, нам же это категорически противопоказано. И не надо ничего выдумывать, простая деревенская еда: каши, кусок мяса, картошка, квашеная капуста, борщ. Белок получаем из мяса, яиц, творога, рыбы. Было бы неплохо увеличить количество овощей, причем, самых доступных. И очень важно следить за тем, чтобы продукты, которые мы едим, были безопасны».



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.