Еще недавно и предположить не мог, что буду писать статью о чувашах «первой волны», покинувших родину в конце 50х и приехавших на Север. Но по просьбе «Советской Чувашии» я попытаюсь рассказать о рабочем поселке в Коми, в котором жили и трудились немало наших земляков.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что именно нужда – страшная бедность и условия жизни тогда в деревне – заставила многих чувашей в середине 20 века покинуть родину. Энергичная жизнелюбивая молодежь уезжала на различные всесоюзные стройки с узелком личных вещей, с надеждой начать жизнь с чистого листа, с верой в лучшее. Как знать, может быть, тогдашний массовый отток молодежи сказывается на нынешнем развитии Чувашии…
Большой чувашский десант отправился в Коми. Так, в 1960 году выпускники Красноармейской школы всем классом прибыли на Север по комсомольской путевке. Много было переселенцев из Красночетайского, а также Урмарского, Аликовского районов. Одними из первых приехали в Коми Николай Кузьмин, Анна и Александр Ильины, Георгий Крыцовкин, Володя Тиханкин, Иван Матянин, Михаил Опалеев, Шура и Анатолий Уваровы, Иван и Галина Вороновы и многие другие.
Многие выходцы из Чувашии обосновались в поселке под названием «Строительно-монтажный поезд №235» (сейчас он уже не существует – стал частью Сыктывкара). Поначалу поселок больше напоминал железнодорожный узел: все жили в вагонах. И наша семья жила в товарном вагоне на две семьи, вместо стены – занавеска. Отец устроился плотником, а мама путейцем: возводила железнодорожные насыпи, укладывала шпалы и рельсы. Бригада была женской, а труд ручной. И жуткие холода! Потом нам выделили две комнаты в бараке с печным отоплением, в котором мы прожили 17 лет.
Могу сказать с гордостью, что наши земляки внесли огромный вклад в освоение Севера. Обитатели поселка были в постоянных командировках, разъезжали по республике Коми. Благодаря им на карте появились новые города, поселки и жизненно важные объекты. Проходя мимо железнодорожного вокзала Сыктывкара и глядя на его шпиль со звездой, я с гордостью вспоминаю, что эту звезду поднимала бригада моего отца. Насколько я знаю, за сдачу этого ответственного объекта отец бы мог получить звание заслуженного строителя. Однако вскоре он в пух и прах разругался с прорабом, и эта участь его успешно миновала…
У многих сельчан сложилось мнение, что люди с Севера – богатые люди, но это далеко не так. Выходя на заслуженный отдых, большинство чувашских северян заработали в лучшем случае квартиру в панельном доме, «Москвич» и кучу болезней…
Со временем многие выходцы из Чувашии обзавелись своим хозяйством: держали поросят, кур, кроликов, сажали картофель. Только здесь, на Севере, они открыли для себя дары тайги: грибы, ягоды, охоту и рыбалку. Всюду звучала чувашская речь. Молодые люди создавали семьи, растили детей. В поселке появились детский сад, медпункт, магазин, клуб. В этом неказистом сооружении выступали различные ВИА, которые впоследствии получили всесоюзную известность. Я хорошо помню концерт белорусского коллектива. Не понимая толком, о чем они поют, я сидел на полу и плакал, очарованный пением. Потом я увидел этих артистов в телепередаче «Алло, мы ищем таланты», группа называлась «Песняры».
Несмотря на тяжелый труд, зарплата у наших земляков по тем временам была невысокой. Привыкшие жить в бедноте и простоте, не воспитав в себе такое качество, как расчетливость, многие из них так и не смогли скопить больших денег. Часть заработка увозили в Чувашию, помогали устроить быт родителей. Приезжая в отпуск на родину, поили всю деревню. У многих сельчан сложилось мнение, что люди с Севера – богатые люди, но это далеко не так. Выходя на заслуженный отдых, большинство чувашских северян заработали в лучшем случае квартиру в панельном доме, «Москвич» и кучу болезней…
Но чуваши по своей природе народ неунывающий. Будучи на пенсии, они принимают активное участие в самодеятельности, в мероприятиях, которые организовывает чувашская диаспора в Сыктывкаре. О крае, в котором они родились, люди никогда не забывают: сидя у телевизора, внимательно следят за всеми новостями из Чувашии. А выходя на рынок за продуктами и останавливаясь у прилавков с яблоками, вишней, невольно вспоминают родину…
В. МОЖАЙКИН.
Сыктывкар – Урумово