В «золотой двадцатке»

Уходящий год стал поистине этапным в истории одной из самых молодых отраслей здравоохранения Чувашии – кардиохирургии. Кардиохирургическое отделение республиканского кардиодиспансера в Чебоксарах получило нынче «добро» и первые 100 федеральных квот на проведение по высоким медицинским технологиям дорогостоящих операций по имплантации кардиостимуляторов. Благодаря квотам бесплатно прооперированы по евростандартам первые сто жителей республики, остро нуждавшихся в такой высокотехнологичной медицинской помощи.
К официальному признанию «федерального» уровня своего профессионального мастерства в этой сфере медицины, требующей от докторов «высшего пилотажа», кардиохирурги Чувашии шли почти два десятилетия. Еще с памятного для них января 1993 года, когда в старом здании диспансера, располагавшегося тогда не в новых больничных корпусах по улице Гладкова, а на Волге, была сделана первая в истории Чебоксар операция по вживлению кардио-стимулятора.
За операционным столом стоял тогда и Владислав Кашин, ныне – заведующий отделением, главный внештатный сердечно-сосудистый хирург Минздрава республики. С тех пор только на его личном счету (в числе нескольких тысяч собственноручно выполненных разнообразных сложных операций в кардиохирургии) – свыше 700 имплантаций кардиостимуляторов (в том числе и собственному отцу).
– Всего же за эти почти двадцать лет у нас в Чебоксарах сделано более 2000 таких операций, самому старшему пациенту было 95 лет, – рассказывает Владислав Юрьевич. – И следует особо подчеркнуть: наши кардиохирурги не допустили ни единого грозного осложнения, не говоря уж о летальных исходах. Хотя подобные операции – не из самых легких: ведь электроды стимулятора вживляются в само сердце.
– Владислав Юрьевич, в народе говорят: «Умные, золотые руки хирурга». Они именно такие?
– Главное кредо хирургии – никогда руки хирурга не должны бежать впереди его головы, только тогда они весьма и весьма «умными» получаются. Потому что руки – инструмент хирурга, и они способны лишь на то, чем владеет его мозг. Но что еще твердо знаю, любое дело получается хорошо только тогда, когда в него вкладываешь душу.
Интересно понаблюдать со стороны за хирургом Кашиным, когда он делает операцию. С одной стороны – само спокойствие, уверенность профессионала, аса своего дела, с другой – максимальная собранность, профессиональная готовность к любым неожиданностям и мгновенная реакция на них. А еще – ярко выраженное чувство коллективистской работы «в команде»: ведь если даже хирург оперирует один, без ассистентов, действовать-то ему приходится в непременной «связке» с анестезиологом, операционной медсестрой и медицинской аппаратурой.
А при работе в федеральном формате высокотехнологичной помощи используются теперь в Чебоксарах наисовременная медтехника и инструментарий. Когда имплантируют кардиостимулятор высокого класса точности, саму операцию тоже делают «штучными», предназначенными именно для этого стимулятора, специнструментами. Мало того, здесь отказались даже от непременных до сих пор в хирургии привычного йода, спирта, пластырей – их заменили другие, более современные аналоги, не вызывающие аллергии или других побочных осложнений.
И невольно вспоминается случай, свидетелем которого пришлось стать, когда в одной из чебоксарских клиник навещала знакомую. В палате увидела всю в слезах одну из ее соседок, бабушку Фросю, которую готовились перевозить на «скорой помощи» в республиканский кардиодиспансер на экстренную операцию по вживлению кардиостимулятора. Дело в том, что у нее здесь выявили опасную разновидность мерцательной аритмии, при которой сердце делало по ночам столь длительные непредсказуемые паузы, что в любой момент могло остановиться совсем.
Вердикт местных врачей, консультанта-кардиохирурга, детей-внуков пожилой женщины был единодушным: нужна операция. А бабушка боялась ее и плакала. Когда вскоре после этого случая довелось побывать в кардиохирургии, не могла не спросить медиков про бабу Фросю: как она? Врачи сразу вспомнили ее: «Операция прошла нормально, она уже выписалась. И все повторяла: чего я боялась? Так хорошо стало».
Недавно, в Международный день науки, в «Аргументах и фактах» был обнародован любопытный рейтинг «двадцати гениальных придумок человечества». Причем, как оговаривали его составители, акцент здесь делался не «вообще» на масштабные полеты научной мысли типа андронного коллайдера, но на открытия и изобретения, «ощутимо полезные и нужные, качественно изменившие жизнь человечества». В перечне «самых-самых» открытий рядом с колесом, изобретенным еще 4 тысячи лет до н.э., оказались, например, фотография, пенициллин, компьютер, рентген, самолет, телевидение, Интернет.
Символично, что в этой отборной «золотой двадцатке» назван и электрокардиостимулятор, первые клинические испытания которого прошли в 1927 году. Поначалу он был на проводах, густо оплетавших пациента и присоединенных к громоздкому, корректирующему нарушения сердечного ритма аппарату, который при любых передвижениях человека «путешествовал» вместе с ним. Но жизнь, продленная тогда благодаря такой аппаратуре, конечно же, была куда важнее подобных неудобств.
По сравнению с той первой «громадиной» нынешний кардиостимулятор – день и ночь. Это вживленная под кожу почти невесомая, величиной с детскую ладошку, крохотная пластина, которую даже и не ощущаешь, хотя носишь ее прямо над сердцем, в которое идут от нее электроды. (Между прочим, на проходившей в начале декабря в Риме международной конференции «Успехи современной кардиостимуляции» говорилось о стимуляторе недалекого будущего, над которым уже заканчивается работа ученых, – совсем крохотной капсуле без электродов, вживляемой прямо в сердце.) Этот миниатюрный приборчик – бдительный страж, неусыпно контролирующий и корректирующий при необходимости работу сердца.
Но, оказывается, и его работу – в динамике, с самого момента подключения, за любой день и час, вплоть до доли секунды, – можно проконтролировать, а если надо, и отрегулировать «по подсказке» компьютера. Для этого производители кардиостимуляторов предусмотрели специальный аппаратно-программный комплекс, своего рода компьютерный «банк данных», куда поступают текущие графики сердечного ритма всех прооперированных пациентов.
Любопытно было следить за работой программатора во время традиционного профилактического обследования, проводимого В. Кашиным через пару месяцев после операции у одной из своих пациенток. Та засомневалась: а исправно ли работает ее кардиостимулятор, если у нее как-то вновь наблюдалось учащенное сердцебиение и даже временами с аритмией? Нашли в «банке данных» кардиограмму за нужное число.
И тут на экране весьма наглядно проявилась истинная картина случившегося. Было хорошо видно, как вдруг в ровном ритме работы предсердия произошел первый сбой, возникла затянувшаяся пауза в биении сердца, и оно тут же забилось часто-часто. А в нижней части экрана, на другой диаграмме, отображающей параллельную работу желудочка сердца (где обычно и проявляются всякие, порой и трагические последствия подобных сбоев ритма), сразу же появилась новая, ярко-зеленая извилистая линия «правильного» ритма. Это автоматически подключился кардиостимулятор. Надо же, какой умница!

В. ИВАНОВА



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.