Этой весной сразу девять сертификатов на единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилья получили ветераны Великой Отечественной войны Туванского сельского поселения Шумерлинского района. «Это очень большие деньги для нас, – говорит глава Владимир Васильев. – Не верится даже, как в сказке. Шестеро наших стариков сразу переехали в квартиры в Шумерле, один поселился в Чебоксарах, а две бабушки на днях справили новоселье в современных домах со всеми удобствами, построенных за лето на родной земле».
Кстати, одна из них – Дарья Васильевна Волкова – в погожие дни, когда еще поднимали стены, приглашала «на огонек». Но встретиться с ней не удалось по техническим причинам. Дети насилу уговорили ее пожить недельку-другую в райцентре, пока строители уберут мусор и предъявят новый крестьянский дом с евроотделкой «под ключ». Поэтому семейной радостью делилась ее дочь Галина, взяв на себя функции и прораба, и госприемки. Сопровождая по комнатам, пока еще гулким, но уже теплым и светлым, она неспешно рассказывала о деревенском житье-бытье. Но разговор вертелся вокруг типичной судьбы труженицы тыла и вдовы одновременно – супруг умер после войны. Дарье Васильевне уже 85 лет. Всю жизнь провела в Малых Туванах, и родилась здесь, и состарилась. Лишь в мае выдали сертификат, а уже успели такой дом поднять на месте избушки. На все про все выделенных государством денег не хватило, собирали понемногу у детей. «Хотели до холодов переехать, – сообщила Галина. – Но в райгазе была очередь. Никак не приезжали подключить наш дом. Посмотрите, вся котельная на стене висит. Очень удобно, места занимает немного. Вроде бы итальянская вещь».
Что с дедовской земли ни ногой, об этом баба Даша заявила твердо и безоговорочно. Не захотела переселиться в город, где все удобства. Призналась, что на стороне она в одночасье зачахнет. Пробовали уговаривать ее, а она все равно свое твердит, мол, курочки ее ждут и два поросенка. Беспокоится, что кошка без нее загрустит и сгинет. Кстати, она мечтает снова купить корову. Корма есть, несколько лет собирали сено в сарай, скашивая траву в огороде. «Всегда с запасом надо жить, часто повторяет моя мама, – говорит дочь. – Да и как в новом доме обойтись без парного молока и свежего масла. Старым людям ведь очень много надо. Спокойно не сидит. Постоянно приказывает, то надо сделать да это».
На семейном совете решили, что Дарью Васильевну грех отрывать от земли. Пусть копается в свое удовольствие. Приглядывать поручили младшей дочери Галине. Летом все будут собираться в заново отстроенной резиденции бабы Даши. У нее из семерых родившихся ныне здравствуют шестеро детей. Плюс десять внуков, пра-внуки пошли. Места здесь почти курортные, лес рядом. В прошлом декабре водопровод провели по улице. В дом сделали отвод. Дорога асфальтовая за калиткой. Недалеко остановка автобуса. Магазины под боком, клуб. Жить да радоваться пожилому человеку. Хотя здоровье слабовато, но она не сидит на месте. Всегда дело для себя найдет.
Планировку дома сами придумали: два жилых этажа отгрохали, место позволяет. Бабушка заняла для себя комнату с двумя окнами, между прочим – пластиковыми, смотрящими на улицу и во двор. Пошутила, чтобы все вокруг контролировать, вовремя вмешиваться в деревенский ход событий. И за скотиной присмотреть, и гостя пригласить в дом. Кровать и телевизор она уже заказала. Поставит их на подаренных государством квадратных метрах и будет жить-поживать да хорошего настроения наживать.
Другая патриотка малой родины Татьяна Ильинична Ильина в январе, если бог даст, справит 95-летие. Жила она в стареньком доме. Раньше нянчила племянников, а теперь дни и ночи коротает с котом Васей. Их покой охраняют две фотографии в рамках: на одной ее свекровь, на другой – она с мужем. Снимки довоенной поры. В прежней жизни у нее была дочка, но умерла еще маленькой в годы лихолетья. Замуж вышла в 1938 году. Мужа сразу же забрали в Красную Армию. Пропала у него льгота, ведь до этого его долго не призывали, мол, за одинокой матерью некому присматривать. А как женился, то сразу же и повестку прислали. Отслужил действительную, вернулся в апреле 1941-го. А там вскоре и Гитлер напал. В марте 1943 года сержант Ильин погиб. Схоронив в 1952-м старенькую свекровь, всю жизнь Танюк-аппа жила одна. Время в доме вроде остановилось. Чистенько и уютно. На сундуке моток шерсти, недовязанный носок. Говорит, если не работать, то и день не пройдет. До самого переезда она не знала, что в новом доме все готово. Отопление включено, водопровод подведен, газовая плита на кухне красуется. Вот только новую кровать не стали покупать: старушка привыкла к пружинке, чтобы бока не отлежать. Маленький секрет: чтобы денег с сертификата хватило, родня сэкономила на строителях. И очень порадовалась, что в большой семье оказалось так много мастеровитых племянников. Спасибо и Танюк-аппе, как говорится, вынянчила их себе на радость.
Между тем. По информации Минстроя Чувашии, в республике до конца этого года жилищные условия улучшат еще 1.328 ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилье после 1 марта 2005 года. Как сообщил на заседании правительства министр А. Гончаров, в нынешнем году планируется завершить эту работу. Напомним, размер единовременной денежной выплаты составляет 910,8 тыс. рублей (25,3 тыс. руб. х 36 кв. м), средства на реализацию программы переданы из федерального бюджета.