Год назад в столице Чувашии изменилась схема управления силами правопорядка. На базе трех райотделов и четырех территориальных отделений милиции (ТОМ) появилось управление, которое, с одной стороны, координирует работу всех пяти отделов милиции (так теперь называются бывшие РОВД и ТОМ), с другой – сохранило за собой функции отдела и отвечает за обеспечение общественного порядка в центральной части города. О первых итогах этих новаций корреспондент «СЧ» побеседовал с начальником УВД по Чебоксарам О. Яковлевым.
– Преимущество новой схемы в том, что сегодня все силы и средства находятся в едином кулаке, – говорит полковник милиции. – Раньше три райотдела действовали автономно и со своими вопросами к соседям не лезли. Сейчас же мы можем маневрировать силами и средствами, лавировать, исходя из ситуации. Зачем это нужно? Преступность ведь тоже на месте не стоит, меняется, приспосабливается к условиям. И большая маневренность правоохранительных органов нужна для того, чтобы действовать на опережение. Например, в этом году наиболее проблемной для нас была территория ОМ-3 – это нижняя часть новоюжного района (ул. Гастелло, Шумилова, пр. Тракторостроителей), так называемая «Африка». Для поддержания порядка в этом микрорайоне привлекали силы и средства из других отделов, включая ОМОН. Так удавалось держать ситуацию под контролем, обеспечивать должную раскрываемость и т. д.
– Создание управления действительно положительно сказалось на результатах?
– Давайте сравним показатели за 9 месяцев двух лет – прошлого года и нынешнего. Так вот, нынче отмечено снижение общей преступности на 15,5 проц. Общая раскрываемость улучшилась на 5,6 проц., по разбойным нападениям – на 19,2, грабежам – на 9,2. Меньше совершено квартирных краж, выросла их раскрываемость. Не буду нагружать цифрами, изменения налицо. Статистику не обманешь, эти результаты не приходят сами по себе, думается, положительную роль сыграл здесь организационный момент, связанный с созданием УВД.
– Как проходило становление новой структуры?
– На первых порах руководителей пяти отделов милиции каждый вечер собирали в УВД и обсуждали вместе с ними возникающие вопросы. Где, у кого, что не получается, причины, решение проблемы… Сейчас необходимости в таком авральном режиме нет. Алгоритм выработан, механизм отлажен. Но по-прежнему собираемся вместе с руководителями отделов, обсуждаем проблемные вопросы, смотрим, кому, чем можно помочь.
Очень помогает в работе системный анализ. Ежедневно анализируя данные, на карте города обозначаем места совершения преступлений. Так выявляются наиболее криминогенные, проблемные места, куда направляются затем дополнительные силы. Эти меры можно назвать точечной атакой на преступность.
– Известно, что в местах большого скопления людей постоянно дежурят электронные стражи порядка – видеокамеры. Есть от них польза?
– Сегодня порядка 60 проц. всех массовых мероприятий в Чувашии приходится на столицу. В нынешнем году в ней прошло порядка 280 таких акций. Поставлена задача – обеспечить видеонаблюдением все многолюдные места в городе. Такие, как площадь Республики, Красная площадь, площадки около торговых центров «Москва», «Шупашкар», «Европа» и др. То есть записывать видеоинформацию с этих мест, сохранять, при необходимости использовать при раскрытии правонарушений. Сейчас в городе работают 8 так называемых купольных видеокамер. Надо бы больше. Считаю, что будущее за этой техникой.
– Каковы возможности этих камер?
– Допустим, запись можно увеличить и прочитать государственный регистрационный знак автомобиля, находившегося в зоне совершения преступления. Это зацепка. На основе этой информации можно распутать клубок.
– Установка видеокамер не делает ненужными стационарные посты милиции?
– Нет, связи тут нет. Временно убираем лишь те посты, вид которых не соответствует архитектурному облику города. На месте старых строятся новые. Обновленные посты появились на улице Николаева, Красной площади, Эгерском бульваре. Ждут своей очереди СПМ на ул. Привокзальная, Афанасьева. В этом отношении город нас поддерживает и помогает. Благодаря этому появились два участковых пункта милиции – на ул. Строителей (за рынком «Ярмарка») и ул. Глеба Ильенко (микрорайон «Волжский-3»).
– Получилось так, что почти одновременно с созданием столичного УВД в системе МВД начались реформы. Иными словами, не успело управление встать на ноги, а ему уже надо меняться.
– Если говорить о 22-процентном сокращении за два года, то мы ожидаем менее чувствительного секвестра личного состава, чем в других милицейских структурах. Потому что нагрузка на одного сотрудника у нас выше, чем в любом другом районе республики. Не следует забывать о том, что сегодня свыше половины всех преступлений в республике совершается именно в ее столице.
– В народе работа милиции оценивается просто и мудро. Если ночью не опасно выходить на улицу, значит, стражи порядка работают нормально.
– У нас в городе ежедневно совершается 30-40 преступлений. Для 450-тысячного города – это немного. Большинство жителей города этого даже не замечают. Ночью спокойно можно выйти на улицу, погулять, никто тебя не тронет. Конечно, бывают иногда ситуации – не без этого. Но в целом в городе спокойно, и можно жить нормально.
– Конечно, не так, как в 90-е, – стенка на стенку, район на район…
– Да, были времена, помню… Тогда я был студентом, учился на физмате педуниверситета. Надеюсь, возврата к тем временам не будет. Постараемся.
– Олег Николаевич, вы назвали один из проблемных микрорайонов столицы – «Африку». Чем «хороши» другие районы?
– Если классифицировать по видам преступлений, то квартирные кражи можно считать «болезнью» спального – Московского – района. С чем это связано? Там живет более состоятельный народ, более привлекательное жилье. По уличной преступности в лидерах – новоюжный. Рабочий район, менталитет населения другой. В Восточном поселке пьянство сильно развито, как следствие – больше совершается бытовых преступлений.
Отличается преступность и по времени ее совершения. Допустим, летом грабежи и ночные преступления перемещаются на залив. Оно и понятно – народ, особенно молодежь, тусуется там. А вот сейчас, осенью, больше всего грабежей совершается в верхней части новоюжного района (выше магазина «Шупашкар» – пр. 9-й Пятилетки, ул. Хузангая и др.).
– Если бы не работали милиционером, кем были бы сегодня?
– Возможно, учителем физики и математики. Это моя базовая специальность. В 93-м году закончил учебу и начал работать следователем Канашского райотдела милиции.
Опубликовано: 10 ноября 2010 г.