Зал филармонии становится тесен

Сегодня начинает 43-й концертный сезон Чувашская государственная академическая симфоническая капелла. Открывающий сезон большой концерт здесь посвятили 85-летнему юбилею композитора Андрея Эшпая. Сотрудничество нашей капеллы и музыкального классика переросло уже в довольно тесное сотрудничество, благодаря которому и музыканты, и слушатели находятся, что называется, на переднем крае современной серьезной музыки.
Об этом беседа с руководителем капеллы Морисом Яклашкиным.
– Морис Николаевич, сотрудничество вашего коллектива с таким мастером, как Андрей Эшпай, началось несколько лет назад с исполнения симфонической капеллой Концерта для гобоя с оркестром. Что вы будете исполнять на этот раз?
– Я считаю, что сегодня среди нас живут два классика 20 века – это Родион Щедрин и Андрей Эшпай. И они продолжают творить! Меня поражает, что, несмотря на столь солидный возраст, Андрей Яковлевич постоянно находится в работе. На это способны лишь по-настоящему масштабные личности. В этом году юбилей не только у самого Андрея Яковлевича, 120 лет исполняется его отцу, выдающемуся деятелю музыкальной культуры Поволжья, одному из основоположников марийской профессиональной музыки, Якову Эшпаю. Поэтому в программе Восьмая симфония Андрея Эшпая, посвященная памяти отца. Она уже исполнялась в Чебоксарах. А вот произведения для струнного оркестра «Lamento» и «Toccata» прозвучат у нас впервые. Как и яркое и очень современное по духу и колориту произведение «Рефрен», где основным мотивом проходит известная тема из кинофильма «Майор Вихрь». Еще одна премьера: Прелюд памяти Е. Голубева. Он не звучал еще даже в Москве.
– То есть в Москве Прелюд может прозвучать позже?
– Я буду исполнять его с оркестром «Новая Россия» в Москве на фестивале «Московская осень» 18 ноября.
– Андрей Эшпай беспокоился, что в нашем оркестре нет гитары и аккордеона, необходимых для Прелюда.
– Он спрашивал меня об этом до последнего момента. Вчера мы созванивались, и речь шла о том же. Я успокоил его, что все будет в порядке.
– Чебоксарцы уже слышали замечательную Шестую (Литургическую) симфонию. Но сейчас вы готовите новую версию?
– После исполнения этой симфонии в Москве Андрей Яковлевич предложил подобрать для вокальной партии такой голос, который бы напоминал голос канонарха. Дело в том, что композитор не раз слышал такого певца, как Максим Дормидонтович Михайлов. И хотел услышать в своей симфонии такого исполнителя, голос которого по тембру приближается к легендарному голосу нашего земляка. Я попросил исполнить эту партию Константина Москалева, объяснив ему специфику церковно-духовного произведения. Симфония ведь и называется – Литургическая. Я отдаю себе отчет в том, что должны быть другие подходы, иные штрихи по оркестру, иная характеристика звука. И говорю музыкантам на репетиции: пойте как в церкви, как в огромном соборе.
– Сейчас больше приходится работать с оркестром или с хором?
– С оркестром. В программе ведь больше симфонических произведений.
– Вокалисты, наверное, томятся в нетерпении?
– Завтра днем я собираю хоровые коллективы. Участников собирается солидное количество. Будут участвовать хор симфонической капеллы, муниципальная капелла «Классика» и хор студентов факультета искусств ЧГУ им. И.Н. Ульянова.
– Да они все не уместятся на сцене филармонии!
– Мы попробовали, действительно тесновато. А, казалось бы, филармонический зал.
– Что еще будет нового?
– Есть еще один проект. Когда в прошлом году я был на фестивале «Московская осень», ко мне подошел композитор Александр Чайковский. Вручил визитку, сказал, что хочет сотрудничать. А уже через несколько дней я получаю от него симфоническую поэму «Вологодские кружева» и каприччио для оркестра «Ароматы и звуки Гран-канария». И я задумался, ведь у нас есть композитор Борис Чайковский, не говоря уже о Петре Ильиче Чайковском. Так появилась программа «Чайковские: от классики до современности». Нотный материал разобран, концерт заявлен в декабре. Я очень люблю такой натиск! Исполнять то, что здесь никогда не исполнялось. И постоянно размышляю над тем, чтобы в репертуаре было что-то новое и интересное.
В ноябре мы будем участвовать в концерте юбилейного съезда композиторов Чувашии. Кроме уже сыгранных нами произведений здесь прозвучит и премьера симфонической обработки чувашской народной песни «Нимене» Лолиты Чекушкиной. Исполним «Причастный стих» Ларисы Быренковой, симфониетту Андрея Галкина и тарантеллу из балетных сцен Татьяны Полковниковой.
– А как продвигается работа над проектом, удостоенным гранта Президента республики?
– Мы получили грант на исполнение произведений Геннадия Воробьева. Он написал свою гениальную симфонию До-минор в 1937 году, будучи еще студентом Московской консерватории, а прожил он очень короткую жизнь. Симфония исполнялась в республике лишь раз еще в 50-е годы, когда симфоническим оркестром руководил Виктор Ходяшев. Но тогда в составе оркестра было всего лишь 26 человек. К 2011 году, когда мы будем представлять проект, численность нашего оркестра достигнет 60. И я полон оптимизма и вдохновения, чтобы выразить все то, что зафиксировано в этой симфонии. Когда мы ее исполним, я смогу сказать, что я и все мы выполнили свой долг перед этим гениальным композитором.



Читайте также:

Один Ответ

  1. «Зал филармонии становится тесен» и убог.
    Нет, с музыкой всё хорошо. И зрители (пока) присутствуют, и авторы не гнушаются, и министр культуры посещает.
    Только вот помещение непристойное (что там раньше было?!),неуютное и не достойное никакой музыки.
    Выбооа, правда, практически нет…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.