Контролеры пришли в магазин

С недавнего времени в чебоксарских магазинах были замечены граждане, чаще пенсионного возраста, усердно переписывающие в блокнотики цены на крупы, мясо и прочие социально значимые продукты. На рукавах у некоторых были даже повязки «Народный контроль». Это добровольцы под эгидой некоторых депутатов городского Собрания включились в общероссийский проект с одноименным названием, задуманный с целью установить над ценами общественный пригляд.
Председатель территориального органа самоуправле ния «Северное» Татьяна Худякова – одна из активисток народного контроля. Ее команда в прошлую пятницу посетила магазин, принадлежащий сети «Копейка». Сначала, поведала Татьяна Алексеевна, работники магазина настороженно отнеслись к двум пожилым, двум «молодым» пенсионеркам и юной даме, чрезмерно интересовавшимся стоимостью продуктов. Но потом успокоились, перестали ходить по пятам, предоставив им возможность спокойно вести записи, и даже оказывали содействие. В частности, охранник с готовностью подвел Татьяну Алексеевну к мучной полке, ведь с планировкой «Копейки» она плохо знакома, редко туда заглядывает. Хотя и живет неподалеку, предпочитает отовариваться в других торговых точках, где цены более низкие. Переписанные цены общественники передают в городскую мэрию, которая, как мы уже недавно сообщали, со своей стороны тоже мониторит магазины. И там, в мэрии, определяют – имеют ли место резкие скачки цен. Если да, то информация направляется в антимонопольную службу.
Интересный факт – пресловутой гречки в «Копейке» не оказалось. Чем это вызвано? «В данной ситуации может иметь место ажиотажный спрос, ведь население начало закупать гречку мешками. Возможно, заведующая несвоевременно подала заявку на эту крупу. Но в любом случае это временное явление, – считает председатель комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии Госсовета Чувашии Николай Малов. – Если бы не ажиотаж, гречки старого урожая, как и в прежние годы, хватило бы еще надолго. А новый урожай уже на подходе. В ближайшее время планируется поступление ее из Алтайского края, в результате ажиотажный спрос должен уменьшиться, что скажется на ценообразовании и исключит необоснованное повышение цен». Кстати, читатели сигнализируют нам, что исчезла эта крупа и с прилавков некоторых других чебоксарских магазинов. Иные приводят свое объяснение этому: дескать, хозяева магазинов, утомленные шумихой вокруг крупы, ставшей сегодня мерилом ценового роста на все продукты питания, решили игнорировать ее и не выставлять на продажу. Нет в торговой точке этой «красной тряпки», вроде как все хорошо и вопросов никаких со стороны проверяющих. А под шумок можно на другие продукты питания цены накрутить.
Вот только вопрос, кто задирает стоимость растительного масла или куриных яиц, пока так и остается открытым по причине своей сложности. На местном уровне на продукты, выпускаемые региональными мясокомбинатами, молокозаводами или агрофирмами, еще можно проследить ценовую цепочку от производителя до розницы и определить «слабое звено», допустившее повышение цены. Для этого достаточно заглянуть, допустим, на сайт КУП ЧР «Агро-Инновации», где отражены официальные цены от республиканских переработчиков сельхозпродукции. А в магазине попросить накладные на тот товар. И вся картина прояснится, какую наценку накинул поставщик, а какую – торговая точка. С товаром же, завезенным из других регионов, так не получится – отпускную цену от дальнего производителя зачастую можно определить только с помощью поставщика, а он явно не горит желанием раскрывать коммерческую тайну.
Впрочем, общественным контролерам вряд ли удастся изучить накладные в магазинах. Уже хорошо, что граждан с блокнотами и ручками безропотно допустили в частные торговые владения. Ходите, пишите, бумага все стерпит. А что до заглядывания в накладные и сертификаты – это вряд ли. Татьяна Алексеевна с единомышленниками хотела было поговорить с директором «Копейки», но не удалось, сказали, что та ушла по делам, и когда вернется – неизвестно.
Так есть ли какая польза от еженедельных «экскурсий» по магазинам, которые помимо специалистов теперь проводит и общественность? «Несомненно, есть, – уверен Николай Владимирович. – Пристальное внимание народа – недвусмысленный сигнал тем, кто злоупотребляет рыночными отношениями, накручивает заоблачные цены. А депутатский корпус, если обнаружится резкий рост цены, может подключить и прокуратуру, и антимонопольную службу». «Как вам сказать? – колеблясь, ответила на тот же вопрос Татьяна Худякова. – Уж если в магазине решили установить такую цену, так оно, наверное, и будет. Они же хозяева. А вот ажиотаж нагнетаем мы сами, покупатели». В доказательство она рассказала историю из своей практики. Года два назад, когда вдруг ни с того ни с сего в цене поднялась соль, Татьяна Алексеевна участвовала в таких же общественных рейдах. В одном магазине продавцы прямо-таки взмолились: помогите успокоить старушку, которая уже не первый день приходит и каждый раз покупает по 10 кг соли. Тут как раз эта бабуля у прилавка появилась: «Девочки, миленькие, ни грамма соли дома нет…» Начали ее урезонивать, дескать, знаем, уважаемая, есть у вас соль, причем уже в больших количествах. Бабуля разнервничалась, обвинила всех в недальновидности, в том, что горя не знали, в лихие времена не жили… Ну вот как таких убедишь?
Нет, запасы делать, конечно, можно, но в пределах разумного.

Р.S. Телефоны, по которым можно сообщить о завышении цен на любой продукт из социально значимого списка: 62-89-29, 62-12-52, 62-09-04. Полный список, состоящий из 25 наименований, официально называется так: «Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены», и его легко найти в Интернете.

Опубликовано: 21 сентября 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.