ДАВАЙТЕ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА С ПОЛУСЛОВА…

Что сказали бы вы, если бы вам предоставили место на трибуне педсовета?
Какие проблемы обязательно надо обсудить перед началом учебного года? Вопросы эти были заданы в прошлом выпуске «Классного часа».
Ответить на них мы предложили всем – родителям, учителям, людям, так или иначе причастным к делу образования. Накануне республиканской педагогической конференции (состоится она завтра в Чебоксарах) публикуем мнения наших читателей. Отвечали на вопросы разные люди. Говорили о разном. Тем не менее темы нередко совпадали. Не раз собеседники наши вспоминали о зарплате учителей. О воспитании ребят и о новых учебных предметах. И, наконец, об атмосфере школьной жизни, в которой хотелось бы видеть побольше взаимной доброты и понимания.
Людмила Сергеевна Савкина, пенсионерка, бывший учитель чебоксарской школы № 36:
– Долгие годы работы в школе вот к каким выводам меня привели – не надо ставить ученикам двойки и единицы. И не только младшеклассникам. Твердо уверена: двойка не стимулирует ребенка, не толкает его с радостным энтузиазмом исправлять оценку. Напротив, она огорчает и заставляет опускать руки. Лучше просто подвести своей ручкой под работой черту – мол, проверено. Без всяких дополнительных слов и «См.» эта молчаливая черта даст понять ученику, как учитель оценил его труд. Но обидно при этом не будет.
А насколько трепетно ребята относятся к оценкам, меня убедил случай из практики. Дело в том, что черта – не фантазия пенсионерки, я и в работе это применяла. Хотя порой, когда слишком много ошибок, сердилась и все-таки влепляла двойку. Когда с размахом, когда аккуратно вырисовывала – в зависимости от настроения. И вдруг случайно услышала разговор учеников – у меня, мол, двойка маленькая, а у тебя вон какая здоровая, да с нажимом. Вот так. Для них это важно, а мы и внимания на такие «пустяки» не обращаем.
И еще. Сейчас я ни за что бы не стала ругать ребят за невыполненные домашние задания. Понимаю – раз не сделали, значит, дома у них что-то не так. Лучше бы по душам поговорила, узнала обстоятельства. Была бы добрее. Чего и молодым учителям желаю. От хорошей жизни, от внимания и заботы ребята «беспризорными» не становятся.
Анастасия Табакова, секретарь-референт Новочебоксарской ТЭЦ-3:
– Роль учителя в школе всегда была важна, а в современной школе тем более, потому что программа обучения детей во многом усложнилась. Детям приходится выдерживать очень большую нагрузку. И только от учителя зависит, насколько высоки будут знания детей, какой будет обстановка в классе, эмоциональный настрой ребенка. Работа учителя – нелегкий труд, но если вложить в эту работу душу и сердце, то обязательно достигнешь желаемых результатов.
На педсовете надо обязательно обсудить вопрос, касающийся формы одежды детей, так как я считаю, что дети должны ходить в школу исключительно в школьной форме (черного, серого или коричневого цвета). Следует учитывать то, что финансовые возможности у каждого родителя разные, дети не должны комплексовать и считать себя хуже других.
Одна из важных проблем – отношение детей друг к другу. Дети стали очень жестокими по отношению к сверстникам. Практически ни в одном классе ребята не живут под девизом «Один за всех и все за одного». Это очень грустно, потому что обида и боль, нанесенные в школе, могут развить комплекс в ребенке на всю жизнь. Я хотела бы призвать учителей (особенно из тех школ, в которых нет психолога) стать для детей не просто учителем, но и человеком, с которым они смогли бы поделиться своими проблемами, касающимися школьной жизни.
Вячеслав Михалик, заместитель главы администрации Ибресинского района:
– Если бы мне предоставили слово, я рассказал бы о системе образования района, о наших достижениях и недостатках. Очень важный вопрос – невысокий уровень преподавания отдельных предметов. А он, в свою очередь, упирается в проблему педагогических кадров. У нас, как и в других районах, не хватает учителей иностранных языков. Знаю, очень многие родители хотят, чтобы их дети изучали английский язык начиная с детского сада. Причем, даже те, кто не очень много получает, готовы за это доплачивать, в месяц рублей по 200-300. Но, увы, нет нужного числа специалистов. Не хватает и музыкальных работников – баянистов, преподавателей игры на фортепьяно.
Сейчас некоторые выпускники вузов не идут в школу из-за финансовых проблем: меньше стало детей, сократилась учебная нагрузка, соответственно, меньше стала зарплата. И тут хорошим вариантом, я считаю, может стать обязательное предоставление жилья молодым специалистам.
Нина Алексеева, домохозяйка, г. Чебоксары:
– Школу я закончила 30 лет назад, поступила затем в московский вуз. Это при том, что в результате тяжелой болезни в 3 классе стала инвалидом. Очень помогли учителя – светлые, душевные люди. Сейчас душевности, взаимного сочувствия в школе мало. Считаю, что возродить эти качества может помочь преподавание основ религиозной культуры. Хорошее начинание, которому желаю продолжиться.
И еще. Поменьше бы формализма в целом в школьной жизни. Нередко в школах проводят акции о вреде курения. А по окончании уроков (сама видела) ребята бегут за угол и лихорадочно начинают затягиваться, наверстывая «упущенное». И – на ту же тему. Очень меня возмутило, когда услышала по местному телевидению, что в одном из детских лагерей легализовали курилки – мол, пусть лучше дети на глазах курят, чем втихую. По этому принципу и для приема наркотиков давайте отдельные комнаты выделять. Значит, на словах боремся, а на деле сдались?
Елизавета Абрамова, директор Чувашского государственного театра кукол:
– В конце прошлого года мы начали сотрудничество с нашим Министерством образования, чтобы совместными усилиями научить детей правильно воспринимать театр, сделать его душевной необходимостью. В Институте образования вместе с учителями и методистами разрабатывали правила поведения детей в театре, их адаптации в театральном пространстве. Однако на этом пока все и закончилось. Поэтому хотелось бы, чтобы на педсовете об этом вспомнили, подумали, как ввести в учебный процесс практическое взаимодействие с театром. Тогда в школы и детские сады театры приезжали бы не просто зарабатывать, они стали бы участниками воспитательного процесса.
И дети в этом случае стали бы разбираться, что в театре хорошо, а что плохо, а не просто проглатывали развлекательное представление. А еще учителя и методисты обучали бы детей театральному этикету. Ведь неумение современных детей вести себя в публичных местах, особенно в театре, стало уже притчей во языцех. Когда мы играем спектакль, то сразу видим, как эти дети воспитаны. Можно сказать, что театр во многом, как лакмусовая бумажка, проявляет работу в этом плане педагогов и методистов.
Ирина Романова, руководитель пресс-службы Филиала ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии»:
– Если бы мне предоставили слово, я поблагодарила бы за объявленный 2010 год Годом учителя руководство республики. И попросила бы вернуться к обсуждению вопроса о возможности направления выпускников (бюджетников) в муниципальные (государственные) образовательные учреждения. Это важно, если мы говорим об эффективном использовании бюджетных денег. Причем госзаказ на учителей надо формировать от реальной потребности, а не от необходимости заполнения вузовских аудиторий.
Еще я бы предложила обсудить первые итоги преподавания новых предметов (светская этика, история мировых религий и т.д.). Считаю, что в современном обществе с его проблемами бездуховности и потребительства введение таких предметов с привлечением служителей церкви даст положительные результаты. И конечно, как энергетик, предложила бы ввести уже в начальных классах дисциплину по энергосбережению.
Вероника Кочешкова, специалист госархива:
– Во-первых, хотелось бы, чтобы обратили внимание на обеспечение ребят учебниками. В других городах России, где я раньше жила, мы ежегодно сдавали рублей по 200-400 (в зависимости от возраста ученика). Школа на эти деньги закупала комплекты по какому-либо предмету. Все учебники дети брали в библиотеке в августе, сдавали в мае-июне. В Чебоксарах же – с учебниками катастрофа: дети ежегодно должны покупать весь учебный комплект, причем учебники должны быть последних двух лет выпуска. От старого комплекта избавляются методом «кто во что горазд». Была свидетелем жуткой ситуации, когда милиция на «воронке» гоняла детей, продающих с рук учебники возле магазина «Учколлектор».
Во-вторых, проездные для школьников. В Орске, например, проездные для детей продавались в спецкиосках на остановках наряду со взрослыми, без предъявления каких-либо справок из школы (разве не заметно визуально, что ребенок еще школьник?). В Чебоксарах ежемесячные сборы денег на проездные превращаются в каторгу для учителей. И знаю о случаях, когда дети сверх цены проездного сдают 1-2 рубля в виде чаевых для человека, который потом идет в троллейбусное управление их выкупать.
В-третьих. Учителя «не бьют тревогу» ни при каких условиях: о том, что мой ребенок прогулял, не посещает какие-то занятия должным образом, я узнаю, только если сама приду в школу, в лучшем случае – на родительском собрании раз в 2-3 месяца. «Связь через дневник» почему-то отсутствует. Я отчитываю сына за проделки, которым 2-3 месяца.., а «уже проехали».
Ирина Климентьева, депутат горсобрания Чебоксар, директор ОАО «Страховая компания «Чувашия-Мед»:
– Сейчас во многих школах есть свободные территории: где-то в учебном процессе не задействованы 30 процентов площадей, где 40. И вот на этих площадях, я считаю, можно открыть дошкольные группы для детей 5-6 лет: оборудовать игровые комнаты, предусмотреть спальные помещения. Затраты будут немаленькие, но это все равно намного дешевле, чем строить новые садики. Зато мы обеспечим настоящий прорыв в дошкольном образовании.
Еще обязательно сказала бы о проблеме воспитания подрастающего поколения. Все привыкли считать, что школа должна дать детям знания. Воспитание – на втором плане. А потом удивляемся – почему дети растут агрессивные? Да потому, что предоставлены сами себе. Конечно, основы воспитания закладываются в семье. Но и учителям надо больше работать с родителями, информировать о проблемах их ребят.
Не только выучить школьника, но и воспитать в нем человека, гражданина – задача особой важности. Значит, работа учителя должна соответственно оплачиваться. Сейчас государство вкладывает немалые средства в образование. Но надо вкладывать еще больше, обеспечить педагогам достойную зарплату. Такую, чтобы учитель не думал о дополнительных заработках, а полностью отдавал себя работе с детьми.
Лариса Макарова, бухгалтер ООО «Омниа», мать троих детей:
– Мы часто забываем, что 10-11 лет, проведенные в школе, играют очень большую роль во всей взрослой жизни. Ребенок с восторженными глазами входит в школу, нарядный, с букетом цветов, и ждет от этой школы чудесных открытий. По сути, именно в школе он постигает модель общества. А эта модель во все времена разная. Мой старший сын пошел в школу в 1998 году – в год дефолта, сложный год, как все помнят. Средний – в 2002 году, уже при В.В. Путине, когда появились надежды. Моя младшенькая войдет, как ученица, в 17-ю школу г. Новочебоксарска 1 сентября этого года (без комментариев).
И грустно, что не могу создать для всех моих детей понятный образ той, моей школы, 70-х годов. Как там было все проще, честнее, по-моему, веселее, там были отряды, дружины, была настоящая самостоятельность и самодеятельность детей. И были светлые цели и мотивация. И наши учителя помнятся нам какими-то очень близкими.
В нынешней школе работать сложнее, я думаю. И сейчас там трудятся педагоги самоотверженные. Но так хотелось бы пожелать современной школе потепления отношений – учеников, родителей, учителей. Потому что в центре – человеческая, детская душа. И что в нее вложим – такой и будет страна.
Подготовили З. Шитлаева, Р. Кириллова, Е. Казнина.
Авторы снимков: школьники Оля Порфирьева (Кукшумская школа, Ядринский район), Рома Николаев (Чиршкасинская школа, Чебоксарский район) и учительница Галина Абрамова (чебоксарская школа № 59).
МНЕНИЯ С САЙТА «СЧ» http://sovch.chuvashia.com/
Лариса Сорокина:
– Я бы предложила обсудить на педсовете проблему бюрократии в школах. Момент подходящий – на совещание придут много чиновников, пусть заодно и скажут, что важней для учителя – писать бумаги или все-таки учить детей? Сейчас заниматься обучением и воспитанием педагогам некогда. Сплошные отчеты, цифры. А что стоит за цифрами? По-моему, уже никто не задумывается. Пусть, наконец, освободят учителя от лишней бумажной работы, чтобы он мог больше общаться с детьми.
Людмила:
– Я бы хотела узнать мнение местных педагогов и чиновников от образования о введении платного обучения в школах.
Наталия Мешалкина:
– На расширенном педсовете я бы предложила увеличить количество учителей-воспитателей в школах. По-моему, такие специалисты должны работать не только у малышей в группах продленного дня, но и в средних и старших классах. Ведь у классных руководителей, занятых уроками и проверкой тетрадей, порой просто не хватает времени для организации досуга ребят. Заниматься этим должен педагог, освобожденный от другой нагрузки. И желательно, чтобы он имел образование психолога. Что-то вроде групп продленного дня можно создать во всех классах. Организовывать для ребят походы, прогулки, дискотеки, экскурсии – не время от времени, как это делается сейчас, а постоянно, так, чтобы дети были заняты каждый день. Тогда, возможно, у нас станет меньше трудных подростков, сократится число правонарушений, совершаемых детьми.

Опубликовано: 18 августа 2010 г.


Читайте также:

2 Ответы

  1. — Сегодня в школах в гонке за баллами, результатами, престижностью и успешностью совсем уже в туман ушли базовые ценности. По-моему в этом основная проблема. Да, сейчас начали преподавать основы светской этики, но это, по-моему, не панацея. Я училась в школе в 60-ые годы прошлого века, нас не учили основам религий, в школе было полно хулиганов и детей из неблагополучных, почти нищих семей, но в классах не было такого тотального битья, унижения, вымогательств, вообще такого разгула детской жестокости.
    Сейчас дети очень мало читают, поэтому такая ужасающая неграмотность. Сужу не только по Интернету. Мои внуки в руки не берут книги, не хотят даже слушать чтения вслух. К этому их не приучают ни родители, ни педагоги. Зато и в школе и дома им внушают, что «они — лучше всех».

  2. Хочу сказать спасибо учителям — за то, что они у нас есть, и учат и воспитывают наших отпрысков, несмотря ни на что. Знаю, что иные медики позволяют себе «вольности» по отношению к пациентам, не стесняясь мотивировать такой непрофессионализм «маленькой зарплатой». Моя дочь перешла в пятый класс, и пока (может, мне повезло?) я не сталкивалась со случаем, когда учитель игнорировал бы свои обязанности с подобным объяснением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.