Главный товар будущего

В рамках Дней интеллектуальной собственности в Чебоксарах прошло заседание «круглого стола», посвященного государственному регулированию отношений в этой сфере.
Его организаторы – Минкультуры Чувашии и Волго-Вятский филиал Российского авторского общества — решили сосредоточиться на проблемах авторских прав непосредственно в учреждениях культуры. Обсуждение показало, что многие вопросы в этой сфере абсолютно внове даже для профессионалов.
По словам директора Волго-Вятского филиала РАО Максима Королева, охрана и защита интеллектуальных прав приобретают особую значимость не только в связи с низкой правовой культурой граждан и организаций в части соблюдения законодательства, но и из-за элементарного незнания правил игры. Например, очень часто закон нарушается при проведении массовых праздников и различных концертов. Персоны, отвечающие за проведение таких гуляний, плохо ведают, что творят, украшая массовку любимыми народом песнями «на халяву». Даже самые непритязательные хиты и просто куплеты для закона имеют статус «охраняемого произведения». Для их публичного исполнения требуется договор либо с авторским агентством, либо с самим автором. Сумма компенсации за нарушение закона об авторских и смежных правах может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Так что «ответственность достаточно жесткая, и потому пренебрегать этим не стоит», — подчеркнул М. Королев. И вспомнил громкое дело в городе Кстово Нижегородской области, где на День города была приглашена известная группа, развлекавшая горожан. Грянувший впоследствии иск одного из бывших участников этого скандально известного ВИА разорил казну небольшого городка на сотни тысяч рублей. Организатор, зная, что «охраняемые произведения» будут звучать «на всю Ивановскую», обязан заранее позаботиться о договорах и авторских отчислениях. Они не столь разорительны, в отличие от моральных и материальных компенсаций.
Проблема еще и в том, что государственные организации, как правило, вообще не предусматривают в своем бюджете подобные авторские вознаграждения. При формировании бюджета они то ли забывают об этом, то ли, опять же, не знают о подобных законах. Так как гость «круглого стола» прибыл из Нижнего Новгорода, то его примеры касались именно этой соседней области. Там об-ластное правительство уже приняло постановление о мерах по контролю за исполнением област-ного законодательства об авторском праве. Теперь Волго-Вят-ский филиал РАО обратился с предложением о принятии аналогичного постановления и к правительству Чувашии.
Видимо, будь у республики такой механизм раньше, а руководители госучреждений лучше бы знали законы и уважали авторское право, то удалось бы избежать весьма некрасивой истории с из-вестным чувашским драматургом Николаем Сидоровым. Автор почти полусотни пьес и сценариев стал первым в республике, кто возроптал против широкого использования его произведений без всяких с ним лицензионных соглашений: кассеты с записями упомянутых спектаклей направо и налево продавались в глубинке без его ведома. Дело дошло до Верховного суда РФ. Сейчас автору обязаны возместить моральный и материальный ущерб. Но после столь непривычного для республики скандала драматург, по сути, стал персоной нон грата. Остается надеяться, что эта история чему-то научила сегодняшних управленцев от культуры. Хотя факты пока вопиют об обратном. Например, говорят, что по Тюмени уже гуляют видео со спектаклями одного нашего национального театра. И тоже без всяких договоров. Такое отношение к авторам как к врагам, а не как к партнерам может вообще оставить нас без пьес, что, собственно, уже и происходит.
Сами вопросы, которые театралы задают представителю РАО, говорят, что мы лишь где-то в начале пути. Экспериментальный театр драмы интересуется, наказуемо ли использование музыкальных фрагментов, авторов которых театру не удалось вычислить. Русский драматический вовсю репетирует пьесу маститого российского драматурга, не получив его согласия по причине его нездоровья и пребывания в дачной местности. Театр оперы и балета вообще попал в весьма щекотливую ситуацию. Либреттист сразу четырех детских балетов, с успехов шедших здесь последние несколько лет, запретила использовать дальше свои либретто. Такой же полноправный автор постановки, хореограф, наоборот, заинтересована в дальнейшем прокате спектакля. И считает, что такое поведение соавтора постановки наносит ей ущерб. Конфликт интересов бывших единомышленников вредит и самому театру. Вместо эффективного проката успешных спектаклей — напряженный простой. А из-за отсутствия первоначальных договоренностей о праве каждого на свою долю в этом «пироге» поставить точку в таком споре теперь может лишь суд. Опыт показывает, что дружба и совместная радость творчества вовсе не гарант будущей гармонии в вопросе авторского права. Скорее наоборот, они могут заставить забыть об осторожности и привести к разным неожиданностям. Обычным бизнесменам это хорошо известно. А вот нашим творческим людям пока не очень.
Но самой «скандалоемкой» в области авторского права в нашей культуре остается чувашская эстрада.
Исполнители с необыкновенной легкостью берут российские хиты, перекладывая их на родной язык, и «катают» этот праздник жизни по городам и весям, абсолютно не заботясь не только о договорных узах с российскими композиторами, но и с родными и близкими переводчиками. Обладатели концертных площадок, где без надзора представителей агентств авторского права творится по этой части полный беспредел, иногда были бы и рады контролировать поющих, но у тех в рапортичках порой написано одно, а поют они совсем третье. Хотя чаще всего песенное пиратство проходит при полном попустительстве директоров клубов в глубинке. Местного представителя РАО организаторы концертов порой просто посылают куда подальше, чтобы не приставала. Особенно трудно спросить за соблюдение авторских прав с владельцев негосударственных площадок. К тому же бесправие чувашских авторов часто продиктовано обычной неуверенностью в себе. Скромные чувашские текстовики, поставленные в зависимость от исполнителей, так рады услышать свой текст с эстрады, что предпочитают не конфликтовать с местными звездами: а вдруг они потом не примут их замечательные строки к исполнению?
Однако вся эта идиллия обычно продолжается до поры до времени. У добрых поэтов и композиторов, даже если они готовы всю жизнь даром писать песни для народа, подрастают сметливые дети и внуки, которых уже не греет моральное удовлетворение предка от собственной славы в массах. И они серьезно вчитываются в те пункты закона, где говорится о наследниках. Поэтому последующая юридическая и финансовая жизнь тех, кто сегодня пренебрегает авторскими отчислениями, может оказаться не слишком беспечной. Ведь недаром интеллектуальную собственность называют сегодня главным товаром будущего.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.