Картошку спасает Аниш

Это картофельное поле с возвышенности кажется настоящим оазисом среди поблекшей от жары растительности. Ботва – сочная, зеленая – еще не везде отцвела, над ней висит веер из водяных брызг, разбрасываемых оросительной установкой.
Хозяин поля, фермер из деревни Кульгеши Урмарского района Геннадий Ямуков, осторожно вынимает из почвы картофельный корень с гроздью увесистых клубней. «Сколько возьмешь с гектара?» – спрашивает один из визитеров. «Центнеров 300, не меньше», – отвечает Геннадий Николаевич.
Все гости – специалисты-аграрии, урожай тоже могут определить навскидку, так что в бахвальстве фермера не уличишь. Удивляет их другое – невероятный в нынешнюю засуху урожай. Многие у себя либо совсем поставили на картошке крест, либо рассчитывают центнеров на 50–70.
А Ямуков нынче на картошке может озолотиться. На поливе у него около 40 гектаров, еще столько же – на других полях, где урожай ожидается, конечно, поменьше, но тоже неплохой. Видя надвигающуюся засуху, фермер Америку не открывал. Связался с ФГУ «Управление «Чувашмелиоводхоз», откуда в считанные дни была доставлена и установлена в пойме реки Малый Аниш чешская оросительная установка «Сигма». Всего-то за 30 тыс. рублей на весь поливальный сезон.
Как только в республике поняли, что нынешняя засуха просто катастрофическая, ввели чрезвычайное положение, стали намечать и обсуждать меры по борьбе с ней. В основном финансово-организационного характера. И почти совсем не говорилось о главном средстве против засухи – о влаге. Не той, что ждут сверху, а об искусственном поливе. Забыли, что еще лет 25 назад в каждом хозяйстве были оросительные установки самой разной конструкции – от стационарных насосов до передвижных по ширине целого поля «фрегатов». Использовались они, конечно, не везде лучшим образом, но в самом крайнем случае урожай спасали. Сейчас такой техники нет ни в одном хозяйстве. Как сказал вице-премьер – министр сельского хозяйства М. Игнатьев на совместном заседании правительственной комиссии по АПК и коллегии Минсельхоза в Урмарах, ее растащили, разграбили, не задумываясь о том, что может случиться такая стихия. Хорошо, хоть осталось вышеназванное предприятие, которое оказывает оросительные услуги. Но удивительное дело: по словам его директора Л. Некрасова, ни один крупный сельскохозяйственный производственный кооператив не обратился к ним за помощью, в основном в аренду установки берут фермеры. Зерновые, конечно, уже не спасешь, но картошка, если поливать, еще может налиться. Хотя фермер Ямуков и зерновых ожидает не меньше 30 центнеров с гектара – вот что значит ранний сев.
Собравшиеся на заседание заместители районных глав и начальники сельхозотделов администраций обсудили ход уборочных работ и состояние животноводства. А точнее, что предпринимается для обеспечения его зернофуражом, а растениеводство – семенами для нынешнего озимого и ярового сева в будущем году.
Глава министерства остался неудовлетворенным докладами начальников сельхозотделов Вурнарской, Красноармейской и Красночетайской администраций. Не чувствовалось ясности и четкости в том, как будет восполняться дефицит зерна. «На что вы собираетесь его закупать, если нет для реализации практически никакой продукции?» – спросил министр у представителя Красночетайской администрации. Якобы на какие-то мифические муниципальные и собственные средства, был ответ. «Не гадать надо, когда необходимо уже просто спасаться», – жестко сказал М. Игнатьев.
Министр напомнил, что в Москве уже находятся необходимые документы на получение федеральной финансовой помощи. Кроме того, не менее 150 млн. рублей выделяется из бюджета республики. Но уповать только на эти средства сельхозпроизводителям никак нельзя. Есть возможности оформить льготные кредиты, чем пока многие только собираются воспользоваться, хотя сейчас каждая минута на счету. Скоро правлением «Россельхозбанка» должно быть принято решение и об отсрочке на три года платежей по уже взятым кредитам.
Днем раньше на совещании по инициативе Минэкономразвития были обсуждены меры по сдерживанию цен на мукомольно-крупяную и прочую пищевую продукцию. Они уже пошли в рост, правда, оставаясь, в частности, на хлебобулочные изделия, пока самыми низкими в Приволжском округе. С установкой министра И. Моторина не допустить дальнейшего повышения производители муки и хлебопеки соглашались, но с приставкой «если». Генеральный директор ГУП «Чувашхлебопродукт» О. Афанасьева обещала не поднимать цену на муку, если не будет резко дорожать зерно, что возможно после торгов им из интервенционного фонда, которые должны начаться в начале августа (наполнение рынка собьет цену на продукцию). Оттуда республика может закупить 55 тыс. продовольственного и 120 тыс. тонн фуражного зерна. А директор Чебоксарского хлебозавода №2 Ю. Кислов с коллегами заверил, что не будут резко дорожать буханки и батоны, если, естественно, не пойдут в рост цены на муку. Между тем с 6 июня по 15 июля 50-килограммовый мешок пшеничной муки подскочил в цене на 33 с половиной процента.
Что касается зерна, оно, по данным замминистра сельского хозяйства республики С. Павлова, занимает в себестоимости хлебобулочной продукции порядка 15% (а по данным национального зернового союза – не более 9%). Так что позаботиться о кошельке граждан, выходит, должны в первую очередь мукомолы и хлебопеки. А еще надо не дать разгуляться спекулянтам. На сегодня, по словам замминистра, запасов продовольственной пшеницы в республике имеется на три месяца, ржи – на семь месяцев. Поступает уже и зерно нового урожая.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.