Передел на сельский лад

Между родственниками часто возникает «недружественный» дележ имущества. Жизнь такая, каждый о своей выгоде хлопочет. Как правило, спорщики в первую очередь на закон уповают. И бывает, что обе стороны оказываются правыми, но при этом проблема остается неразрешенной. Непростая житейская коллизия возникла и в Моргаушском районе.
В 1995 году Тораевская сельская администрация выделила братьям Колесниковым (фамилия изменена), как военным в отставке, землю для ведения личного подсобного хозяйства. А точнее, приусадебный участок, принадлежавший их матери. Там до них хозяйничал третий брат, пока не уехал в город, где и умер. Огород зарос бурьяном, постройки захирели. Но за несколько лет братья-пенсионеры навели там порядок. Посадили деревья и кустарники, разбили овощные грядки, подняли дачный дом, хозпостройки, по согласованию с районными архитекторами провели водопровод, электричество. Потратились изрядно, нанимая рабочих. Поделили братья землю на два участка и закрепили их за собой, государственные акты выдала сельская администрация, как тогда было заведено.
В позапрошлом году Колесниковы решили оформить право собственности на участки с межеванием. И тут узнают, что на обихоженную и обустроенную ими землю межевое дело уже оформлено и что по документам претендует на нее бывшая супруга умершего брата, проживающая с дочерью в другом сельском районе республики. Выяснилось также, что она и ее дочь получили документы на наследство и в 1997 году через суд узаконили свои права на землю и находившиеся там строения (старый дом так и стоит на нескольких сотках). Братья ничего не знали. Решение суда о закреплении наследства было заочным. Большая обида вышла.
— Десять лет «наследница» молчала, — переживал один из братьев, Николай Иванович. — И все это время никто из представителей местной власти и земельного комитета к нам претензий не предъявлял, только по-доброму помогали в наших делах. Госакты на землю есть, возведенные дом и хозпостройки оформлены в собственность брата Семена, который помоложе меня. Столько труда вложено. И тут такой шок. Мы ведь с братом ходили в кадастровую контору с заявкой на межевание. Но я заболел, лечился в госпитале. И поэтому с межеванием вышла задержка. А когда пошли второй раз, оказалось, что бывшая супруга брата уже оформила дело на себя. И причем оформлял ей межевые документы тот же специалист, что и нас консультировал. И даже не предупредил, что на землю еще кто-то претендует. Тайное межевание — иначе как хулиганским поступком не назовешь. Обманули старика-фронтовика. Очень больно.
Наследницы обратились в суд, требовали, чтобы сельская администрация выдала им госакты на землю, признав недействительными оформленные на братьев Колесниковых. Кстати, со слов главы сельского поселения, он ничего не знал о судебном решении, которым за наследницами закрепили спорный приусадебный участок и имевшиеся там строения. Никто ему об этом не говорил и подтверждающих бумаг не представлял.
Ситуация непростая. Но суд попытался ее разрешить. Он признал братьев Колесниковых ненадлежащими ответчиками по иску наследниц. И самый главный аргумент. По закону решения государ-ственной и муниципальной власти, должностного лица можно оспорить в установленные сроки. На это дается три месяца после того, как стало известно о нарушенных правах. Мать и дочь слишком поздно обратились в суд. Хотя знали о выданных братьям госактах еще шесть лет назад. Но по непонятным причинам до поры до времени помалкивали. Одним словом, наследницы ничего в суде не добились.
Но и пенсионеры Колесниковы продолжали беспокоиться. Земля-то «замежевана» на бывшую супругу умершего брата. Хотя после суда бодаться за землю с родственниками по мужу, со слов Николая Ивановича, женщина вроде больше не желает, думает, все равно ничего не добьется. Но и аннулировать межевое дело не согласна. Она за это и деньги заплатила. На это, со слов братьев, ссылалась и организация, проводившая оформление дела и отказавшая им в повторном межевании, теперь уже на их имя. Неужто опять по судам ходить? «Можно и с госактами тихо жить-поживать. Но без свидетельств о праве собственности на землю ее нынешние владельцы не могут ее ни подарить, ни продать, если такая необходимость возникнет», — переживали братья.
В Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашии, куда журналист обратился за консультацией, пояснили следующее. По-скольку земельные участки были предоставлены Колесниковым для ведения личного подсобного хозяйства на основании государственных актов на землю, они считаются ранее учтенными в государственном земельном кадастре. И по-этому повторного проведения землеустройства, включая межевание и согласование границ, в данном случае не требуется. Посоветовали братьям получить в районе кадастровые планы принадлежащих им участков. Эти документы, госакты на землю и квитанции об уплате госпошлины являются основанием для регистрации права собственности на участки.
А после всех этих ободряющих консультаций появились и другие важные новости. С октября прошлого года уже в законодательном порядке отменено межевание (графическая часть кадастрового плана) по ранее учтенным участкам, полученным до 30 октября 2001 года. Декабрьские нововведения в «дачный» закон закрепили возможность оформления гражданами прав на земельный участок, находящийся в их фактическом пользовании. Для этого достаточно лишь подтвердить документами право на жилой дом и что участок принадлежал кому-то из прежних собственников этого дома или иного строения. И теперь Николай Иванович, последнее время сильно болеющий, может спокойно полечиться в госпитале, а не думать, как из Чебоксар добраться по зимнему холоду в район.
А ведь всех этих нервотрепок, что выпали на долю пенсионеров и наследниц, могло и не быть, если бы чиновники, занимающиеся земельными делами, внимательно изучали поступающие к ним документы. По сути, они и создали этот конфликт.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.