К 80-летию Победы канал «Россия» выпустил сразу два мини-сериала, снятых совместно с киностудией «Беларусьфильм» на территории этой республики. В «Спасении капитана Максимова» упоминается советская операция «Багратион», в ходе которой летом 44-го была освобождена Беларусь, а герои сериала «Значит, нам туда дорога» непосредственно участвуют в освобождении Минска и Бреста. В обоих фильмах главные персонажи — это пятерка разведчиков, которая выполняет самые трудные задания командования, с которыми больше бы никто не справился, и в обоих есть настолько фантастичные повороты сценария, что просто диву даешься.
Нет никакого смысла сравнивать современные фильмы о Великой Отечественной с советскими, которые снимали и в которых снимались фронтовики: такого кино у нас уже никогда не будет. Изучать историю по нынешним сериалам тоже не стоит, но, тем не менее, они достойны зрительского внимания хотя бы потому, что воспевают фронтовую дружбу, готовность отдать жизнь за товарища и за Родину, и их главные герои — люди смелые и смекалистые, не поддающиеся ни унынию, ни врагу. И сценаристы не пожалели для них патовых ситуаций. Иногда казалось, что сейчас на выручку уже должны инопланетяне прилететь — не меньше, иначе персонажи не доживут до финала. Но тогда и многие зрители до финала бы тоже не дотянули.
Разведгруппой командует девушка

Режиссер сериала «Спасение капитана Максимова» — Олег Фесенко,
серий — 4,
место съемок: Республика Беларусь.
В четырехсерийном сериале «Спасение капитана Максимова» группу разведчиков отправляют за линию фронта на поиски подбитого немцами и упавшего в белорусских лесах советского самолета. На его борту был генерал Семагин (Александр Макогон), один из разработчиков Белорусской наступательной операции «Багратион». Это у него оперативный псевдоним «капитан Максимов». Командир группы Петр Степанов (Александр Устюгов) не вернулся с очередного задания, и руководство доверяют помощнице и возлюбленной Степанова Ольге Васнецовой. Мол, у нее за полмесяца десять удачных «ходок» в тыл врага и вообще она фартовая. Хотя остальные члены группы — такие уже стреляные немолодые мужики. Смотришь на Аглаю Шиловскую с выбившимися из-под пилотки белокурыми волосами, густыми ресницами и пухлыми чувственными губами и, конечно же, сразу веришь, что такая из любого окружения генерала выведет.
Командир из нее суровый, резкий и немногословный. И очень категоричный. Сказала: расстрелять, значит, нечего сопли жевать. Все время казалось, что Шиловская играет такую крепкую русскую бабу, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и на вилы фашиста поднимет, если другого оружия рядом не будет. По закону жанра, в нее влюбляется интеллигентный юноша Алексей Семагин, сын генерала, начинающий писатель и военкор «Красной Звезды». Вместе с разведчиками его отправляют на поиски отца, чтобы он мог узнать живого генерала или опознать тело. Такие романтичные, искренние, глубокие и очень порядочные юноши хорошо получаются у 27-летнего актера из Татарстана Дениса Нурулина. Похожих персонажей он уже играл в «Елизавете», «Этерне», «Противостоянии», «Безсонове».

Ему придется несколько раз переодеваться в фашистскую форму, говорить на немецком, спасать мирных жителей, объясняться с партизанами. Он лично познакомится с полицай-комиссаром Штраубе, который чуть ли не с целым батальоном тоже рыщет по лесам в поисках капитана Максимова, и даже выведет пленника из гестапо. Причем каждая серия наполнена сценами, когда жизнь разведчиков уже висит на волоске и тут — о, чудо — их спасает то осетинский снайпер, то маленькая девочка, то Степанов, предварительно вызволенный ими из плена.

Немцев они положили видимо-невидимо, а сами целые и невредимые, лишь одного из разведчиков ранило. И полной фантастикой выглядит заблудившийся советский танк, который помогает героям выбраться, когда, казалось бы, партия уже проиграна: на открытой местности они окружены фашистами. Понятно, что они не сдадутся и духом не упадут, но, может, стоило придумать менее героические эпизоды, чтобы больше походило на реальность? Фильм динамичный, увлекающий, но за разведчиков нисколько не переживаешь, потому что есть абсолютная уверенность, что задание они выполнят.
От Орла до Берлина с шутками-прибаутками

Режиссер сериала «Значит, нам туда дорога» — Дмитрий Петрунь,
серий — 6,
места съемок: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Калужская области, Республика Беларусь.
Так же предсказуемо и действие сериала «Значит, нам туда дорога». Начавшись в 1943 году с освобождения Орла и назначения в командиры разведгруппы лихого старшего сержанта Старшинова (Александр Бухаров), сюжет приводит нас в Берлин. Еще смотришь первую серию, где герои, пробравшись по канализационному коллектору, спасают заточенных жителей Брянска, а уже понимаешь — эта пятерка будет штурмовать Рейхстаг. Эпизоды в обоих сериалах похожи так, как будто одни сценаристы писали. Здесь разведчики тоже переоденутся в немецкую форму, перехитрят фашистов, а потом попадутся нашим, их тоже арестуют как диверсантов, и только случайность убережет от расстрела.
И здесь герои встретят военного корреспондента — только им будет уже поэт Евгений Долматовский, и ему они подскажут строчки фронтовой песни «Дорога на Берлин», одну из которых создатели взяли в название сериала. Здесь тоже хорошая идея — рассказать, как Красная армия освобождала Беларусь и Польшу, как советские солдаты «перерыли на окопы и на братские могилы пол-России, пол-Европы». Но опять-таки получилась какая-то сказка о войне. У этого фильма еще и совсем другая атмосфера, по сравнению со «Спасением капитана Максимова», — легкая и веселая. Благодаря одесситу Косте Скорику в исполнении Марка Богатырева разведчики все задания выполняют с шутками-прибаутками. Скорик вообще не теряется ни в каких боевых ситуациях, да еще и за девчонками на спор ухлестывает.

И опять-таки ранен только один — белорус Мирончик в исполнении Ивана Добронравова, но и он к штурму Берлина вернется в строй. В этом сериале уже нет никакого противостояния с хитрым немецким командиром, война здесь присутствует как альтернативный фактор — благодаря ей герои имеют возможность проявить свои лучшие качества. В истории Великой Отечественной столько страшных и славных эпизодов, о которых мало или вообще ничего в кино не рассказано, что их вполне можно было бы взять в сценарий.
В сериале при штурме Рейхстага фигурируют Егоров и Кантария, которым наши разведчики помогают подняться на купол. Мы со школы знаем, что именно этот флаг 150-й Идрицкой стрелковой дивизии и стал знаменем Победы. Но ведь были и другие группы, которые смогли закрепить штурмовые флаги на лестнице главного входа в немецкий парламент, в короне статуи Германии и на восточном фасаде. Ну почему бы не рассказать об этих солдатах, которые тоже рисковали жизнью, но не стали Героями Советского Союза? Красная армия штурмовала Рейхстаг пять дней, его защищали пять тысяч фашистов, а в сериале показано так, как будто взяли с наскока. И исключительно благодаря пятерке наших героев.
Они напоминают мушкетеров: «Вижу впереди отряд. Человек 500, сударь! — А сколько у нас шпаг? — Четыре! — А сколько мушкетов? — Четыре!» Только какое дело было и нам, и Александру Дюма до осады Ла-Рошели в ХVI веке, главное — показать настоящую дружбу, но здесь-то фоном стала священная для нас война. И хочется аккуратного обращения с таким — еще дымящимся и кровоточащим — материалом. Скольким советским солдатам стоила жизни Берлинская операция, хотя, казалось бы, капитуляция Германии уже близка и неотвратима.

За 12 дней до Победы на подступах к Берлину был смертельно ранен один из 65-ти Героев Советского Союза, уроженцев Чувашии, гвардии майор Алексей Якунин. Он родом из Чиганар Ядринского района. Двое суток его эскадрон вел уличные бои в окружении. Никто не поддался панике, не сложил оружие, кольцо удалось прорвать и соединиться с другими частями. Якунин все это время поддерживал и воодушевлял своих бойцов и сам расстрелял из автомата сорок немецких солдат. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно.
Конечно, язык кино меняется, современные графические и пиротехнические средства позволяют показать бой максимально достоверно, но не «картинка» главное в фильмах о войне. Зрители все равно их ждут и, понятно, не для того, чтобы увидеть в кадре взрывы и кровавое месиво. Если сценарии фильмов будут правдоподобными, если съемочные группы будут приглашать консультантов-историков, искать актеров с лицами из того поколения победителей, то зрители, наверное, многое простят. Ну не ради же сведений об операции «Багратион» или подробностей штурма Берлина этими майскими вечерами мы сидели у экранов? А чтобы снова погрузиться в истории невероятного мужества обычных людей. Людей, которые приближали Победу как могли.