Вода себе цену знает

Трудно определить, где кончается поселок железнодорожной станции и начинается деревня Новая Тюрлема или село Старая Тюрлема. Общая ухоженная дорога ведет к магазинам, административному и культурному «пятачкам». Говорят, десяток лет назад населенные пункты разделял пустырь. Теперь к пристанционным многоквартирным домам прибавились улицы деревенских новостроек. На них еще 220 удобных частных домов, похожих на коттеджи с плакатов. И газ подведен, и дороги с твердым покрытием, и электричество.
Но отсюда в редакцию поступила жалоба на главу Тюрлеминского сельского поселения В. Васильева. Ее суть проста: жители улицы Ключевой из-за пересохшего водопровода ходят за водой в овраг, а «господин Васильев пожилых людей не видит и не слышит, кормит одними обещаниями».
Валерий Михайлович на такие обвинения очень обижается и утверждает, что водопровод в деревне Новая Тюрлема работает. В прошлом году его подлатали своими силами. После трехлетнего простоя, когда система водоснабжения была бесхозной, питьевая вода вновь подается в частные дома на четырех улицах. Только вот на пятой – Ключевой – водопровод действительно не смогли восстановить полностью. Просто администрации поселения элементарно не хватило отпущенных денег. В. Васильев приводит цифры: всего на замену насосов, ремонт водонапорной башни и трассы, которая была полностью засорена, частичную прокладку новых труб израсходовано 110 тысяч рублей. До копейки. В дело пошли и средства поселенческого бюджета по статье «благоустройство», и население сложилось на 12 тысяч рублей добровольных пожертвований. Зиму пережили без поломок водопровода.
На улице Ключевой участок самый трудный, тупиковый. Да и трубы там протянуты в гору. Теперь они полностью забиты. Их необходимо будет выкопать и очистить. А это большой объем работ. Впрочем, с наступлением погожих дней администрация поселения, как и обещала, планирует вплотную заняться проблемой. Хотя глава и не скрывает, что позарез нужны дополнительные средства. Только вот где их взять? Придется выкручиваться.
– Четыре артезианские скважины достались нам в наследство, – и радуется, и вздыхает В. Васильев. – Вот и содержи их. Прежний хозяин – обанкротившийся совхоз – не передал по акту водопроводное хозяйство. Ни документов не имели, ни карт-схем. Получили кота в мешке. Доходило до конфуза, когда столбы электролинии монтажники в двух местах «вбухали» прямо на трубу. Натворили бед, да еще и отругали, ведь на наряде-допуске на выполнение земляных работ стояла моя подпись.
Пришлось главе поселения самому вникать в проблему, расспрашивать старожилов, составляя проект водоснабжения, ведь народ требовал от местной власти: «Воду давай!»
На небольшой улице, за огородами которой начинается овраг, мы окликнули дядю Мишу. Узнав про коллективную жалобу, Михаил Андреевич Аристархов признался, что на его подворье личный колодец с 1975 года. Вручную семья выкопала. «У нас, может, и нет надобности в водопроводе, – говорит старик. – Но соседям как быть без воды? В овраг они ходят в любую погоду».
Прямо на середине улицы валяется стальная опалубка для бетонирования колец для колодца. Почему-то никому она не нужна. Причину объяснил тот же Михаил Андреевич: «Молодежи у нас нет. Потому и не строимся. Молодежь повыше по оврагу живет, поближе к магазинам и железной дороге. Поезд «Казань–Москва» манит. Работы на земле никакой нет».
Вклинился в разговор мужчина, назвавшийся Валерой. «Пожилым людям тяжело в овраг спускаться, – говорит он. – Метров сто надо пройти до родника. Раньше мы, мужики, там проложили трубы, благоустроили подходы. В прошлом году повадились воры. Один раз спилили алюминиевую трубу, второй. Я сторожил-сторожил, но напрасно».
Как же быть? Смириться с отсутствием воды в водопроводе и списать проблему на обстоятельства? Валера, с присущей деревенскому мужику хваткой, заявил: «Прогоним по трубам воду под давлением. Илом, наверное, они забились. И будет вода. О другом хочу сказать. Ладно, как-нибудь для питья принесем ведро воды из родника. А случись пожар? Все колонки поизносились, протекают. В жару вода и в прежние годы не доходила до нашей улицы. Значит, слесаря содержать обязательно надо».
На замечание сельчанина В. Васильев откликается живо. «Понимаете, если бы в полном объеме, как оговорено республиканскими тарифами, мы собирали с жителей плату за воду, то не ведали бы забот, – горячо убеждает корреспондента «Советской Чувашии» глава поселения. – После всех выплат за использованное электричество, насосы, водонапорные башни и прочие накладные расходы в кассе местной управляющей компании «Звезда» оставалось бы по 10–12 тысяч рублей на поддержку водопровода. Мы без проблем могли бы его отремонтировать и содержать в отличном состоянии. Но этих «свободных» денег нет из-за многочисленных должников за воду. Народ привык, как только пенсию получает, первым долгом за свет расплачиваться, потом – за газ. А ведь вода тоже ежедневно требуется. Как в прежние времена, некоторые люди ухитрялись жить, не тратя ни копейки на воду, так и сейчас думают, что водопроводная вода – дармовая».
О неработающем участке водопровода в Новой Тюрлеме глава Козловского района И. Майоров знает не понаслышке. Недавно он рекомендовал главе поселения «принять во внимание обращения граждан и выкопать колодец для полива и в противопожарных целях». Неразумно расходовать на эти нужды чистую артезианскую воду. По словам И.Майорова, в районе многоквартирный жилой фонд в основном в Козловке и на станции Тюрлема. С созданием управляющих компаний в поселениях вслух заговорили о должниках за воду. Так, долг населения за пользование водой по Тюрлеминскому поселению на 1 апреля составил 51 тысячу рублей.

Опубликовано: 19 апреля 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.