«Нам надо гордиться своими мужьями»
…В один из январских дней 2023 года в Новочебоксарске простились с 38-летним Станиславом Ивановым, погибшим при выполнении боевых задач на Украине. Батек, как называли его друзья и знакомые, имел боевой опыт в Чечне, поэтому его не пугала перспектива снова взять оружие в руки и защищать честь своей страны. Он добровольно отправился в зону спецоперации.
Татьяна никогда не смирится со смертью супруга. Боль утраты еще сильна, но Татьяна хочет, чтобы его гибель не была напрасной. Чтобы такие же, как она, вдовы и матери, потерявшие сыновей в ходе боевых действий, находили в себе силы жить дальше. Жить ради светлой памяти о героях.
Поженились в красивую дату
Познакомились молодые люди в Цивильске (хотя жили оба в Новочебоксарске) — Татьяна проходила производственную практику в строительной организации, в которой работал Станислав. Так получилось, что они дружно трудились на одном объекте. Он сразу обратил на себя внимание девушки. От него исходила внутренняя уверенность. Его философский взгляд на жизнь прекрасно сочетался с чувством юмора. А еще парень был находчив, за словом в карман не лез.
«Он поразил меня своей улыбчивостью, добротой. Мне кажется, что мы одновременно сделали шаг навстречу друг другу, — вспоминает Татьяна. — Много общались, и в какой-то момент наше общение наполнилось новым смыслом. Как говорится, взаимная симпатия переросла в большое чувство». Поженились они через год. Выбрали красивую дату — девятый день, девятый месяц, девятый год.
…Через несколько месяцев родилась дочь Анна — главный человек в жизни Станислава. Рождение дочери далось Татьяне тяжело. Но, слава богу, все обошлось! После выписки из больницы, не сразу, а через некоторое время, Станислав признался супруге: «Я никогда еще из-за женщины не плакал». Тогда он сильно переживал за жену, которая находилась между жизнью и смертью, и за дочку, с которой он тоже не мог быть рядом, чтобы согреть ее своим теплом. Вспоминая этот момент, Татьяна грустно улыбается. И мужественно не дает эмоциям взять верх, сдерживая слезы.
«Я не хочу, чтобы вы пережили то, что довелось испытать жителям там»
«У меня и в мыслях не было, что он может отправиться на спецоперацию, — рассказывает Татьяна о боевой командировке Станислава в зону СВО. — В конце февраля прошлого года муж вернулся из Москвы, где работал, и устроился здесь у нас, в Новочебоксарске. Но в мае уволился. Мне ничего не сказал. Пошел в военкомат в Новочебоксарске, где принимают контрактников, — ему там отказали, потому что прописан он был в Моргаушском округе. То есть ему надо было прибыть в военкомат туда. Вот тогда он мне и рассказал о своем решении поехать на спецоперацию».
Татьяна до последнего считала, что супруг передумает. Что первая неудавшаяся попытка успокоит его. Но она ошибалась. Наоборот, это только придало мужу решимости. Не остановил его и второй барьер — в июне состоялась медкомиссия, которую Станислав не прошел. Он был очень расстроен этим фактом, а Татьяна невольно испытывала в душе радость, что так произошло.
Но, видимо, у судьбы были другие планы. Вечером того же дня ему позвонили и назначили повторное медицинское обследование. «Как говорят, чему быть, того не миновать, — продолжает Татьяна. — После повторной комиссии он получил одобрение и приехал домой окрыленный, радостный. Чего нельзя было сказать обо мне. Но Стас меня успокоил, он знал, как это сделать, нашел нужные слова: «Со мной все будет хорошо. Да, мы не знаем, что нам предназначено судьбой. Но я вернусь, я знаю, я вернусь». Да, он вернулся. В первый раз. Но поехал во второй»…
Первый контракт у Станислава закончился в августе. Татьяна с дочкой встретили его в Альметьевске. Она помнит тот день до мельчайших подробностей. Помнит его взгляд, прикосновения, слова. Помнит, как сжалось ее сердце, когда он сказал, что должен вернуться обратно. Радость встречи сменилась беспокойством и растерянностью. Она поняла, что его не остановить, что он уже все решил — он снова поедет туда. «У меня там Хоттабыч остался. Он столько войн прошел, а тут его не стало… За пацанов наших надо отомстить. Долги остались…» — решительно сказал Станислав.
Как человек, прошедший чеченскую войну, он по-другому относился к жизни. Для него слова «честь, дружба, Родина, семья» имели почти сакральный смысл. И, повинуясь внутреннему долгу, Станислав не мог предать свои принципы. «Я не хочу, чтобы вы с дочкой пережили когда-либо то, что приходилось пережить мирным жителям там», — объяснял он супруге, пристально глядя ей в глаза.
«Он никогда не разбрасывался словами просто так, — говорит Татьяна.— Теперь я понимаю, Стас не мог иначе. И уже сейчас, когда его не стало, я разговаривала с одним из его сослуживцев, еще с первой командировки. Он сказал про Стаса: «Отважный чуваш. Смелый и надежный. На него можно было положиться, до конца пойдет». Да, он именно таким был, никогда не останавливался на полпути».
И Станислав продолжил свой путь. Заключил второй контракт и уже в сентябре уехал в поселок Рощинский, в 15-ю отдельную гвардейскую мотострелковую Александрийскую бригаду. Его сразу отправили «за ленту» (на передовую), потому что это была не первая его военная командировка туда.
«Я погиб. Но я всегда с вами рядом»
Последний раз Татьяна разговаривала с супругом по телефону 13 декабря. Контракт скоро заканчивался, и домой он должен был приехать в январе. «Ждите. Я приеду домой 19 января», — сказал он тогда. «И он, как всегда, сдержал свое слово… Борт с его телом приземлился 19 января, — делится своими тяжелыми воспоминаниями Татьяна. — Он вернулся домой. Но разве такой встречи мы ждали?»
Гвардии рядовой 15-й отдельной гвардейской мотострелковой Александрийской бригады Станислав Иванов погиб в селе Червонопоповка Кременского района Луганской области 14 декабря от осколочных ранений во время атаки на их позиции. Украинские военнослужащие после боя выложили в своем телеграм-канале чудовищное видео с двумя погибшими российскими солдатами, с документами, подтверждающими их личности. Одним из них был Станислав.
А 22 декабря ей позвонили и взволнованно произнесли: «Батек погиб!» Так звали Станислава родные и близкие. Кто-то из знавших его наткнулся на ту страшную видеозапись и сообщил родственникам. Позже увидела ее и Татьяна.
…Но официальные лица никак не подтверждали смерть ее супруга. Ей пришло извещение, что он пропал без вести. «В начале января мне сон приснился, — рассказывает Татьяна. — У нас в городе есть остановка «Воинов-интернационалистов». Стас посадил меня на скамейку, а сам сел рядом в сторонке. Одет был в гражданскую одежду. Он сказал: «Таня, я погиб. Но я всегда с вами рядом». А через дорогу стоял мужчина в военной форме и звал его к себе… Не зря, наверное, говорят, что у военных свой мир… Это было второго января, его уже 20 дней как не было в живых, но душа была, есть и будет всегда рядом! Я знаю, он дал мне знать, что погиб. Тогда я это точно поняла, но в душе не верила, еще теплилась надежда, что живой… Ведь не было никакой официальной информации».
По словам жены, Станислав чувствовал и знал, что может не вернуться живым… «Когда я поехала его провожать в военкомат, он крепко обнял меня и сказал рядом стоящей женщине, матери сослуживца: «Я не такой молодой, как твой сын после «срочки». Зачем ты его туда отпускаешь, знаешь, что там происходит? Я знаю, там побывал… А у твоего сына даже детей нет». И тогда мать сослуживца ответила: «Сам-то ты куда идешь? Зачем это тебе надо? Вон у тебя жена какая, дочка, говоришь, есть — что тебе не живется?» Он просто поцеловал меня и спокойно ответил: «Моя жена — сильная женщина, она справится. Дочка большая, знает, как я ее люблю. Вдруг случись что, она будет мною гордиться. Я жизнь хоть прожил достойно…» — вспоминает Татьяна. И добавляет: — Так мало прожил, всего 38 земных лет. У нас столько планов было на жизнь, но у Бога на него был свой умысел».
Проект посвящен женам героев
…Кто знает, что готовит нам жизнь. И откуда человек берет силы, чтобы выстоять после беспощадных ее ударов? Как вернуть душевное равновесие, когда остаешься один на один со своим горем? Татьяна знает, что потерю близкого человека каждый воспринимает и переживает по-своему.
«Первое время была апатия, депрессия. И это нормально. Надо прожить этот этап. Я ушла в себя. Много работала, домой приходила только спать. Мне так было легче, — говорит она. — Бывали моменты, когда я разговаривала с ним в душе и признавалась ему, что не хотелось жить без него… Тяжело… Он был для меня всем, кем только может быть любимый человек… От дурных мыслей удерживало то, что у нас есть дочь. У нее осталась я одна, которая сейчас будет и за папу, и за маму… А дочка — копия своего отца».
…Сегодня Татьяна нашла в себе силы жить дальше. Она хочет, чтобы другие женщины с похожей ситуацией знали, что они не одиноки и куда сильнее, чем им кажется. Поэтому она выступила с инициативой организовать в Чувашии фотовыставку «Жены Героев» и сейчас активно над этим работает. В какой-то степени это помогло ей выйти из тяжелого душевного состояния.
«Нам надо гордиться своими мужьями. Надо рассказывать о них, не прятаться в себе»,— говорит Татьяна. И радуется тому, что проект фотовыставки поддержали Союз женщин Чувашии, Фонд Семей Воинов Отечества и администрация города Новочебоксарска: «Мы встретились с Натальей Николаевой, с другими официальными лицами, обговорили все. Они пообещали свою поддержку, но мне надо было найти женщин — вдов, матерей, жен, сестер, которые согласились бы участвовать в фотопроекте. Я находила нужные мне контакты через различные организации. И с каждой общалась лично».
КСТАТИ
Фотопроект «Жены Героев» впервые открылся в Самарской области. Инициатором проекта выступила руководитель Комитета семей воинов Отечества Самарской области Екатерина Колотовкина. Она даже не думала, что «Жены Героев» станут мощным всероссийским женским движением в поддержку бойцов СВО. Этот проект высоко оценил Президент Владимир Путин.
Татьяна признается, что общение давалось нелегко. Многие женщины все еще находились в тяжелом душевном кризисе. «Не у всех утихла боль. Всем нам больно. Эта фотовыставка должна помочь женщинам пережить горе не в одиночестве. Она привлечет внимание людей к тем, о ком нечасто говорят, — вдовам, матерям погибших солдат. А еще так мы сможем сохранить память о наших героях», — твердо уверена Татьяна.
В фотопроекте «Жены Героев» участвуют не только женщины, у которых погибли мужья и сыновья, но и мамы, жены, сестры, которые ждут своих героев в тылу. Эти женщины способны на стойкость и самоотверженность не меньше, чем сильный пол. А еще они умеют верить и ждать, как никто другой.
Татьяна уверена, что фотопроект привлечет внимание общественности и к этим женщинам, на чьих хрупких плечах лежит ответственность за надежный тыл. Как говорится, чем крепче тыл, тем сильнее фронт. «А нам, — вздыхает Татьяна, — нам, у кого погибли мужья, хочется сказать людям, что героев надо знать в лицо… Вот они — Герои 21 века. Они отдали свои жизни ради светлого будущего наших детей, чтобы те не узнали, что такое война и фашизм… Не узнали, как это жить под обстрелами… Как это жить в подвалах… Что такое холод и голод. Хочется, чтобы про наших мужей не забывали, чтобы знали о них».