Владимир Романов: «Мне бы хотелось, чтобы дороги были не только качественными, но и безопасными»

Организация дорожного движения — работа тяжелая, но необходимая

Каждый день мы становимся участниками дорожного движения — в качестве водителя, пассажира или пешехода. Но кто из нас при этом всегда неукоснительно соблюдает правила безопасности на дороге?.. Всегда ли водители придерживаются скоростного режима? Всегда ли родители пристегивают детей ремнями безопасности? Как в республике обеспечивается безопасное дорожное движение, рассказал «Советской Чувашии» Владимир Романов, начальник Управления ГИБДД МВД республики.

— Владимир Геннадьевич, 2023 год объявлен в Чувашии Годом счастливого детства. Одно из совещаний, которое провел Глава республики, было посвящено безопасности детей в разных сферах жизни — в медицине, в быту, в школе. В частности, было отмечено, что высок процент детской смертности из-за внешних причин. Это касается и безопасности на дорогах, где дети чаще всего гибнут по халатности взрослых. Как Госавтоинспекция будет выстраивать работу в этом направлении в год, посвященный детству?

— На самом деле хорошо, что эта тема сегодня рассматривается на уровне Главы республики, Олега Алексеевича. Вот посмотрите, за прошлый год на дорогах республики погибли четыре ребенка до 16 лет. Трое детей-пассажиров и один пешеход. И все трагические случаи произошли по вине самих водителей. В трех случаях виноваты, конечно, родители, тот из них, кто находился за рулем. И в одном случае наезд на детей совершил пьяный водитель. Причем, как показывает статистика, среди детей подвержены риску именно дети-пассажиры. Потому что сами родители порой не соблюдают требований правил дорожного движения. Это и превышение скоростного режима, и не пристегнутые ремнем безопасности дети, или не используются детские удерживающие устройства. Когда ребенок находится в вашей машине, в первую очередь нужно позаботиться о его безопасности. К чему, например, устраивать гонки, когда в машине вся ваша семья?

— Я сам возил детей в садик, в начальную школу и знаю, что инспекторы около этих учреждений тоже дежурят. Более того, я был неоднократно свидетелем того, что инспектор делает замечание некоторым родителям за рулем, а они с ненавистью реагируют на это. Хотя в первую очередь это касается жизни их детей. Здесь есть, на мой взгляд, общее недопонимание вопроса. Вы с этим постоянно сталкиваетесь, что нужно еще сделать, чтобы достучаться до взрослых?

— Что касается учебных учреждений, то перед началом нового учебного года, в августе, мы обследуем улично-дорожные сети вблизи школ. Особое внимание уделяется наличию соответствующих знаков и разметки, пешеходным переходам и светофорам. Частая проблема — отсутствие автомобильной парковки, а сегодня детей привозят родители на машинах, и главный вопрос — а где высаживать детей? И такая проблема остается острой и в Чебоксарах, и в других населенных пунктах республики. Но при этом важными остаются и правила перевозки детей. Когда мы проводим занятия с детьми по правилам дорожной безопасности, особенно в начальных классах, всегда спрашиваем, кто из них приехал на машине? Потом задаем другой вопрос: «А кто сегодня пристегнулся ремнем безопасности?» И многие отвечают, что не пристегивались. Хотя надо сказать, что дети сегодня прекрасно знают это правило, но мама или папа за рулем считают, что необязательно пристегиваться, ведь ехать недалеко, ничего не случится. Но это ошибочное мнение. Со стороны родителей безответственно возить своих детей без пристегнутых ремней безопасности, без детских удерживающих устройств.

— Можно только надеяться, что сегодняшние дети, когда подрастут, снизят уровень аварийности, они обязательно будут соблюдать правила безопасности на дороге. Скажите, ведь у нас в республике очень сильное движение юных инспекторов дорожного движения. По-моему, для них этот год даже юбилейный.

— Да, мы в республике ежегодно проводим в мае слет юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». Такие слеты проводятся Госавтоинспекцией по всей стране. И действительно, у нас в республике это очень сильное и мощное движение. Его лидерами можно назвать юных инспекторов Азимсирминской средней общеобразовательной школы Вурнарского муниципального округа. У них прекрасный опытный руководитель, он готовит сильнейшую команду, которая ежегодно выигрывает республиканский слет, занимая первые места. И они участвуют потом уже на всероссийском уровне. И всегда в десятке сильнейших по всей России.
Да, в этом году большая юбилейная дата — 50 лет со дня образования отрядов ЮИД, и мы планируем в нашей республике тоже провести праздничные мероприятия, посвященные этой дате. Конечно, готовиться к этому событию надо заранее, проводить встречи с организаторами, с детьми во всех школах. Тем более что эта дата совпала с Годом счастливого детства, поэтому надо устроить большой настоящий праздник.

— Существует такое мнение, что Управление ГИБДД республики неплохо справляется с очагами аварийности. Какие механизмы вы используете в этой работе?

— Что такое очаги аварийности? Это участок дороги, где в течение года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Возьмем, к примеру, 601-й километр федеральной трассы М–7 в Ядринском районе. Там у нас за пять лет уже более десяти погибших, в прошлом году погибла вся семья, возвращавшаяся из Нижегородской области. Там действительно опасный участок, спуск, идет сужение дороги, и нужно снижать скорость. Конечно, мы поставили на этом участке знаки ограничения скорости, установили средства фотофиксации, удлинили отбойники на разделительной полосе, чтобы машины в конце полосы не совершали опасного встречного разъезда. Наши сотрудники там постоянно дежурят. Но все равно водители в конце спуска не реагируют на этот опасный участок, хотя, повторюсь, там установлены все дорожные предупреждающие знаки. Конечно, помимо нашей работы по организации безопасного дорожного движения там надо проводить и соответствующие инженерные мероприятия. Но пока вопрос остается открытым.

— В этой связи сразу вспоминаются Хыркасы, где построили новую развязку, и это положительно сказалось на дорожной ситуации на этом участке дороги.

— Да, конечно. Мы же видим, какой на этом участке плотный поток машин выезжает из Чебоксар. У нас примерно 360 тысяч единиц транспортных средств стоят на учете в республике, из них более 200 тысяч находятся на учете в Чебоксарах. И вот представьте, какое большое число машин выезжает из города в пятницу, субботу, особенно в летний период, в направлении федеральной трассы. Поэтому возникали трудности с выездом, образовывались протяженные пробки, был существенный риск аварийных ситуаций. Теперь же «конфликтная» точка пропала. Потому что потоки движения грамотно направляются как со стороны города, так и в город. К тому же решился вопрос с пешеходным переходом. На этом участке постоянно были наезды на пешеходов, в том числе и дети погибали. Я помню случай, на двух детей совершил наезд нижегородский водитель. Две машины встали, чтобы их пропустить, а этот водитель не остановился… Там уже построили надземный пешеходный переход. То есть и в плане движения машин и перемещения пешеходов этот участок дороги стал более безопасным.

— Вы недавно встречались с блогерами. Меня это даже удивило: что эти люди делают у вас в кабинете? Неужели как нарушителей вызвали?.. А если серьезно, Владимир Геннадьевич, насколько встречи с активными интернет-пользователями помогают работать с общественностью?

— Надо сказать, что мы ежедневно мониторим средства массовой информации. У нас есть отдел информации и связи МВД, также есть отдел агитации и пропаганды в управлении Госавтоинспекции. Почему это нужно? В этой информации среди прочего мы видим все негативные оценки по организации дорожного движения. И мы понимаем, что надо оперативно реагировать на такие «звоночки». И руководство МВД ставит нам задачу своевременно реагировать на недостатки в нашей работе, которые указываются в СМИ. Поэтому в этом направлении идет активная работа и с блогерами. Они выставляют информацию оперативно, по всем направлениям, в том числе о ситуации на дорогах, которая чаще всего не положительного характера. И мы на это тоже реагируем. Встреча с журналистами и блогерами у нас проходит всегда в конце года. Обсуждаем проблемные вопросы, подводим итоги. И самое важное, что на таких встречах мы планируем с ними совместную работу информационного плана, чтобы донести до участников дорожного движения важные сообщения.

— Владимир Геннадьевич, изменилось ли количество жалоб на инспекторов за последние годы? И на что жалуются чаще всего?

— Вот возьмем наше управление. У нас есть отдел дорожно-патрульной службы и розыска. Мы занимаемся и организацией работы ДПС, и раскрытием и профилактикой преступлений, потому что работаем в тесном сотрудничестве с полицией. В отдел надзора входит дорожная инспекция и технический надзор. Мы оказываем государственные услуги по регистрации и выдаче водительских удостоверений. Госавтоинспекция работает по многим направлениям. Около миллиона административных правонарушений на сегодня отмечено сотрудниками Госавтоинспекции. Почти 800 тысяч нарушений зафиксированы комплексами фотофиксации. Но в основном, конечно, больше всего жалуются на инспекторов ДПС, когда не согласны с видом нарушения, когда не используется система фотофиксации, например, при оформлении дорожно-транспортного происшествия. Но нарушают не инспекторы, нарушают водители.
Бывает и отдельная категория жалоб, в частности, при продаже автомобиля бывший владелец машину с учета не снял, покупатель машину не зарегистрировал по каким-то причинам, а штрафы приходят старому хозяину. И вот он начинает оспаривать штраф в свой адрес, считая, что в этом Госавтоинспекция виновата, — а я машину продал, штраф платить не буду. Они, конечно, представляют все необходимые документы, и мы перенаправляем штрафы. Но факт, что к нам есть претензия, остается.
Или, например, на подразделения регистрационно-экзаменационной деятельности тоже бывают жалобы, на то, что будущие водители не могут сдать экзамен с первого раза, а пересдача затягивается на неопределенное время. Мы, конечно, ставим дополнительные дни для пересдачи экзаменов, с учетом графика личного состава. Но не все зависит от нас. В целом граждане жалуются не на действия сотрудников, а на принятые ими решения.

Мы ежедневно мониторим средства массовой информации. У нас есть отдел информации и связи МВД, также есть отдел агитации и пропаганды в управлении Госавтоинспекции. Почему это нужно? В этой информации среди прочего мы видим все негативные оценки по организации дорожного движения. И мы понимаем, что надо оперативно реагировать на такие «звоночки». И руководство МВД ставит нам задачу своевременно реагировать на недостатки в нашей работе, которые указываются в СМИ.

— Я знаю, что вы вместе с общественниками создали информационный ресурс в интернете. Он, по-моему, один из самых мощных и сильных в стране. И на нем также ведется пропаганда трезвого вождения. Казалось бы, сегодня об этом говорят везде, но тем не менее меньше нетрезвых водителей не становится. Как же бороться с этим явлением?

— Действительно, нетрезвых водителей не становится меньше. Это, конечно, зависит от самих людей. Но я могу отметить, что сегодня по сравнению с прошлым годом снизилось количество погибших в таких случаях людей почти на 50%. А это тоже очень важно. Это говорит об огромной проделанной работе.
Хотелось бы немного сказать и про случаи, когда водитель повторно попался нетрезвым за рулем. У нас в этом году уже имеется два интересных факта по «повторникам». По ним возбуждены уголовные дела, направлены в суды, и вынесено решение о конфискации транспортных средств. Так что при повторном управлении в нетрезвом виде можно лишиться машины.
В конце месяца или в праздничные дни мы всегда проводим операцию «Нетрезвый водитель». Такие профилактические мероприятия проводятся не с целью зафиксировать определенное число задержанных нетрезвых водителей, показать руководству, что мы работаем. Не для отчетности, а чтобы водители знали, что Госавтоинспекция в эти дни совместно с полицией, общественниками-дружинниками целенаправленно фиксирует свое внимание на опасных нарушениях правил дорожного движения, к каким относится и нетрезвое вождение. Чтобы не пили, зная, что надо выезжать, а если выпили, то не садились бы в эти дни за руль.
В республике, например, в один из последних рейдов было задержано около 60 нетрезвых водителей за три дня, из них три повторных. В Чебоксарах было выявлено 18 нетрезвых водителей. И это большие цифры. Специализированными батальонами было выявлено два водителя в наркотическом опьянении. Надо отдать должное профессионализму инспекторов, которые при несении службы выявляют таких водителей. Они всегда безошибочно определяют неадекватного водителя в общем потоке машин.

— Мы, как журналисты, искренне радуемся новостям о том, что сотрудник Госавтоинспекции в трудной ситуации на дороге помог автолюбителю. Я знаю таких случаев много, но не всегда они попадают в новостные ленты. У вас такие скромные сотрудники или это такая позиция — не хвастаться?

— Нет, мы ничего не скрываем в этом плане. Когда подобные случаи становятся достоянием общественности, ничего, кроме чувства гордости за наших сотрудников, не испытываешь. На самом деле это часть нашей работы. Да, такие случаи, когда водителям нужна помощь, чаще всего происходят на участках федеральной трассы. Пробило колесо, сел аккумулятор, и прочие неисправности могут застать водителя в любое время суток, в любую погоду. Не все готовы к таким ситуациям. И это хорошо, что наши инспекторы в это время оказываются рядом. Личный состав ДПС поможет устранить неисправность, обогреет, например, горячим чаем в холодную зимнюю погоду.
Если честно, наши сотрудники действительно в этом отношении скромные, не говорят об этом, не рассказывают специально. Повторюсь, они воспринимают это как часть работы. Иногда мы сами узнаем о некоторых случаях намного позже, в частности, из средств массовой информации тоже. Потому что, например, участник дорожного движения решил рассказать об этом в интернете или через газету отблагодарить инспектора за помощь.

Как руководителю дорожной автоинспекции мне бы хотелось, чтобы дороги были не только качественными, но и безопасными. Чтобы не только асфальт был хороший, но и освещение, тротуары, пешеходные дорожки, ограждения, светофоры, «лежачие полицейские»… Мы договариваемся с правительством республики, чтобы из средств на капитальный ремонт 10% выделялось на безопасность дорожного движения.

— Владимир Геннадьевич, давайте немного отвлечемся от работы. Вы говорили, что и сами много ездите за рулем. Вы много путешествуете, поэтому видите, какие у нас в России дороги. Что вы можете сказать о дорогах Чувашии как водитель и где, на ваш взгляд, самые ужасные дороги в России?

— Каждый год во время отпуска я проезжаю более 10 тысяч километров. Россия большая страна, и я люблю путешествовать по ней на машине. В прошлом году я доехал до Карелии. Конечно, обращал внимание на организацию дорожного движения. Мы проехали Марий Эл, Костромскую область, Ярославскую. Не хочу говорить о плохих дорогах, но в Карелии, как мне показалось, самые лучшие дороги. В нашей республике около 12 тысяч километров дорог общего пользования. Конечно, со временем дорожное полотно приходит в негодность. Но наши дороги не самые плохие.

И это не только мое мнение. Приезжают коллеги из других регионов, видят преобразования в республике с точки зрения безопасного дорожного движения. Например, хорошо видимая качественная разметка, где используется не просто краска, а термопластик. Конечно, в связи со строительством федеральной трассы М–12 в плачевное состояние пришли дороги республиканского значения. В рамках соглашения Минтранса и подрядчика федеральной трассы на этот год выделены средства, чтобы провести не только ямочный ремонт, но и капитальный ремонт таких участков дороги.

Но как руководителю дорожной автоинспекции мне бы хотелось, чтобы дороги были не только качественными, но и безопасными. Чтобы не только асфальт был хороший, но и освещение, тротуары, пешеходные дорожки, ограждения, светофоры, «лежачие полицейские». Вот в этом направлении мы тоже работаем. Мы договариваемся с правительством республики, чтобы из средств на капитальный ремонт 10% выделялось на безопасность дорожного движения.

— Владимир Геннадьевич, в Правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Здесь проявляется и работа самих инспекторов, которые понимают, что меняется реальность, появляются новые средства передвижения и надо как-то по-новому организовывать дорожное движение. Какие нововведения особенно актуальны, на ваш взгляд?

— Я положительно отношусь к тому, что с 1 марта этого года вступят в силу поправки в Правила дорожного движения, которые утвердило Правительство страны. Они напрямую касаются использования электросамокатов, моноколес. На мой взгляд, это нужно было законодательно отрегулировать уже давно. Согласно новому законодательству средства индивидуальной мобильности не должны весить больше 35 кг и двигаться на них можно со скоростью не более 25 км/ч. При этом дети до 14 лет могут управлять ими по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. А старше 14 лет — только по велодорожкам. Сейчас мы видим, что и взрослые, и дети ездят на самокатах где хотят и как хотят. Не соблюдаются элементарные правила безопасности. Конечно, впереди ожидается большая работа и с администрацией города, и с компаниями, которые сдают в аренду электросамокаты. Нужно определить в городе дополнительные места для их движения, парковочные места. Обеспечить безопасность и пешеходов, и тех, кто сегодня управляет электросамокатами.

Владимир Васильев
 Игорь Васильев
Опубликовано: 8 февраля 2023 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.