Во времена Ивана Грозного чувашам не продавали «заповедные товары» – медь, железо, свинец, порох, оружие и все то, что можно использовать в бою. Заодно ограничили завоз кос, топоров, серпов и ножей. Правда, запрет просуществовал недолго. Добровольное вхождение Чувашии в состав Русского государства развеяло холодок недоверия. Однако вплоть до образования автономии ввоз товаров почти в десять раз превышал вывоз.
– Зато глаз порадовало бы то, чем наши купцы торговали, – отборная пушнина, хмель, мед и воск, мясо и сало, рыба и масло, – перечисляет Николай Яковлев, руководитель группы составителей сборника «История торговли Чувашии». – Провинция поставляла строевой лес, колокола, стекло и бумагу. В Петербург шли обозы с так называемым хлебным вином, объемы перевозок впечатляли – до 300 тысяч ведер в год. Из Чувашского края перед Первой мировой войной, в 1913-м, было отгружено 4,5 млн. пудов товарного хлеба. Обязательно загляните в книгу. Узнаете много интересного. Самый главный вывод, что наша сторонка не была захолустьем, она активно штурмовала российский и мировой рынок. Например, сто лет назад было заготовлено 5 млн. штук дубовой клепки для винодельческой промышленности Франции. В Европу также везли куриную продукцию из Урмар и Козловки, волжскую рыбу, плетеную мебель. Местные кули и рогожи сбывались на Нижегородской ярмарке по 2 млн. штук в сезон для упаковки рыбы в Астрахани. Про чувашские лапти сказ особый…
Только вот ретровзгляд тоже бывает не всегда приятным. Сборник материалов, документов и воспоминаний об истории торговли Чувашии дает целостную картину. Разве забудешь, как вслед за страной трижды в прошлом веке республика пережила продовольственные карточки и товарные талоны. Или дважды пробовала развивать подсобные хозяйства предприятий. И о многих других кампаниях и акциях в торговой сфере можно прочитать в книге. Обо всем этом расскажут главные действующие лица – ветераны торговли и потребкооперации.