Художники, приезжающие в Батыревский район, не только пишут картины, но и знакомятся с историей и культурой республики
XIV Международный Кокелевский пленэр, который прошел в сентябре в деревне Абамза Батыревского района, оказался особенным — по вине ковида изменились сроки и формат, меньше приехало гостей из других регионов. Но главное осталось неизменным: гостеприимная встреча на чувашской земле, красота местной природы и — упрочение дружбы между народами. О своих впечатлениях корреспонденту «СЧ» рассказали бессменный организатор и идейный вдохновитель пленэра Владимир Васильев и участники этого года — доцент факультета художественного и музыкального образования ЧГПУ имени И.Я. Яковлева Наталья Смирнова и гость из Беларуси, художник театра и кино Владимир Чернышов.
— Владимир Александрович, расскажите, какие произошли перемены?
Владимир Васильев: В прошлом году мы не смогли провести пленэр из-за ковида, а в этот раз с июля его перенесли на сентябрь. В какой-то степени это даже хорошо: смотришь на предыдущие работы — все зеленое, а осень дает новые настроения, новые краски.
Мы всегда стараемся показать гостям Чувашию, чтобы они увидели нашу культуру, быт, историю. Практикуем поездки в ключевые музеи: музей Бичурина, в Шоршелы, в художественный музей, чтобы изучить творчество Алексея Кокеля и наше изобразительное искусство. Большое значение придаем общению со школьниками. Два года подряд мы проводили Малый Кокелевский пленэр — для учащихся Батыревской детской школы искусств. В этом году не получилось, удалось организовать только встречу в детской школе искусств, но мастер-классы художники все же дали, а в Тарханской средней школе Владимир Чернышов провел для одиннадцатиклассников урок «Русский язык как язык межнационального общения».
— Владимир Федорович, расскажите о своих впечатлениях. Как вам Чувашия и наши ребята?
Владимир Чернышов: Этот пленэр меня порадовал своим молодым составом. Первые кокелевские встречи собирали заслуженных, народных художников, из среднего поколения приезжала только Оля Леонтьева. А сейчас пленэр омолодился, и это дало хороший толчок. Не успели мы приехать — уже на этюды. Работают очень быстро, видна хорошая академическая школа Константина Долгашева и Ревеля Федорова.
Отдельное впечатление — местные дети: они просто покорили меня своей любознательностью, открытостью. Один наш молодой живописец, Коля, с ними подружился, они играли в волейбол в спортзале, гуляли по улицам… Сейчас, с мощным информационным потоком из интернета, очень сложно не потерять молодежь, сделать так, чтобы она сохранила возможность самостоятельно мыслить. Вот в этом-то плане в детях Чувашии — просто удивительная чистота и недетская мудрость. Как-то я пошел вечером поработать, был хороший контровой свет. Иду, вижу, маленький магазинчик, а там дети и продавец. Зашел, спрашиваю, что у вас можно на память приобрести? Карандашик, может, ручку? А потом смотрю, там клеящий карандаш. Стоит 15 рублей — а я взял с собой только мелочь. Попрощался, пошел дальше. Вдруг догоняет меня девочка. Говорит: «Знаете, я думаю, вам надо помочь, такое со всеми бывает. Вам срочно надо?» — и достает пятидесятирублевую купюру: «Возьмите, пока мы не отошли, там карандаши еще есть». А потом мы с ней прошли по всему селу, разговорились, и меня потрясло, что ребенок настолько самостоятелен в мыслях и поступках. Поэтому такой рост у вас в культуре и во всех достижениях.
— Что вам, художнику кино и театра, дает пленэр?
Владимир Чернышов: Хороший вопрос. Я считаю, что в основу всего творчества в кино, в театре, на телевидении лежит классическое образование, академическая школа, и этот запас, умение держать в руках карандаш, уголь, кисть надо всегда пополнять. У нас великолепные учителя были во ВГИКе, мой мастер, Юрий Пименов, говорил: «Ребята, вы талантливые, но ведь и до нашего племени были великие примеры, Леонардо, вся классика итальянского Возрождения, и после будут. Я вам завещаю — никогда не задирайте нос. Трудитесь, трудитесь, и многого достигнете».
А в целом я благодарен Кокелевскому пленэру за свободу и понимание художника, чем он живет, чем горит… Запомнился он мне еще и открытием выставки. Это дорогого стоит. Одно дело Дом-музей Кокеля, сохранение памяти. Но ведь это дело живет, открылась картинная галерея… Это меня обрадовало, и я везу впечатления в Минск, своим друзьям, чтобы с ними поделиться.
— А работы в этой галерее отличаются, они узнаваемы? Ведь места одни и те же, да еще художники, когда работают рядом друг с другом, подсматривают, перенимают, у них перемешиваются стили…
Наталья Смирнова: Несомненно, отличаются. На пленэр приезжают люди уже с опытом, известные, из разных республик, разных национальностей, разных художественных школ. Поэтому стиль у каждого, конечно, свой. Четыре человека пишут сюжет — и у каждого он написан совершенно по-разному. Всех объединяет только любовь к природе и к тому, что сотворил человек… И потом, ведь жизнь меняется. У нас были художники, которые уже приехали третий-четвертый раз, увидели свои работы трехлетней давности — и просто восхищались тем, какие места, какими они были. В первый день, пока ехали, все говорили о стогах: уж очень они тут живописные, большие, пятиметровой высоты. Искали их в течение этих дней — и нашли всего один. Сельское хозяйство становится более механизированным, теперь везде вот эти «таблеточки», а стога не встретишь. Но местные жители обещали специально для художников в следующий раз такие стога поставить.
Я много путешествую по районам Чувашии, но такого райского места, как в окрестностях Абамзы, честно говоря, не видела. Такой синтез прошлого и настоящего, и в этом во всем люди очень гармонично живут. Очень открытый народ в этой деревне. Люди живут честно, своим трудом, разводят коров и коней, производят молоко… Многие занимаются рукоделием. Для меня, как для преподавателя и пропагандиста чувашского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, было это очень ценно. Жители деревни нам показывали свои работы, элементы костюма, которые они выполняли. Мы даже поставили с ними натюрморт — свой я подарила галерее, которая открылась в Тарханах.
Мы подружились со многими селянами, писали много этюдов и 13 сентября сделали отчет перед ними. И людям было интересно смотреть, как видят художники то, что для них очень обыденно. «Ну надо же, мы к этому уже привыкли, — говорили они нам. — А вы приехали и нам подарили новое восприятие того места, где мы родились и живем».
— А пленэристы работают в других жанрах, кроме пейзажа и натюрморта?
Наталья Смирнова: Мы работали над постановкой в Доме-музее Кокеля: заведующая этим музеем позировала в национальной одежде, в костюме низовых чувашей. Это была очень интересная задача: как пастелью изобразить пестрядь? Я работала с наслаждением. А еще приходило много детей, им было интересно, и хотелось, чтобы их тоже написали. И мы стали делать детские портреты. Я думаю, что и у них осталось очень много впечатлений. В последний день подошла ко мне девочка, дотронулась так нежно до рукава и говорит: «Приезжайте еще» — и в этом прикосновении была и радость встречи, и боль прощания.
Владимир Васильев: В следующий раз мы хотим пленэр сделать портретным. Природа — это замечательно, но важны и люди, которые живут здесь и создают эту красоту. К сожалению, они не вечны. В первый пленэр, в 2007 году, мы были в гостях у Николая Сергеевича Зубова, участника Парада Победы в Москве в июне 1945 года. Мы договорились, что в следующем году напишем его портрет. А потом его не стало. А дети, ученики Тарханской школы, чьи портреты мы писали в 2008-2009 годах, уже стали взрослыми, приходят на пленэр и выставки со своими детьми. Мы должны оставить в культуре не только великих людей, но и простых тружеников села, учителей, врачей, которые и составляют соль земли.
Кстати
«Одной из главных задач Кокелевского пленэра всегда было упрочение дружбы между народами, — говорит Владимир Васильев. — И в этот раз поступило предложение провести Кокелевский пленэр на белорусской земле. В следующем году, надеемся, он состоится в Витебске, и чувашские художники смогут приехать в город Казимира Малевича, Марка Шагала, Ивана Хруцкого… Как сказал народный художник Украины Александр Чередниченко, «Кокелевский пленэр — это культурный имидж Чувашии в России и в мире».