Не заставляйте детей читать!

Преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель Чувашии Николай Ефрем говорит, что педагогом стал по необходимости. В 1985 году в первый класс отправился его старший сын. Чтобы быть рядом с ним, помогать, отец, трудившийся до этого в сфере культуры, тоже пошел в школу – учителем. Оказалось – нашел призвание. За четверть века Николай Иванович ни разу не пожалел о своем выборе. А детям, которые попадают под его начало, по-настоящему везет: им удается-таки познать красоту русской словесности, полюбить читать книги, научиться размышлять над ними. Согласитесь, в наше время навык почти утраченный.
– У современных детей, наверное, мало общего с вашим поколением читателей, романтиков? Как вы находите с ними общий язык?
– Не могу пожаловаться, что дети, с которыми я работаю, за последние 10 лет принесли мне какое-то разочарование. И сегодня ребята так же учат стихи, читают то, что предлагаю. Другое дело, что информационное пространство сейчас слишком большое. Окруженный бесконечным потоком информации из компьютера, телевизора, ребенок идет в школу, оглушенный, утомленный всем этим. И не готовый получать то, что мы называем «знания».
Другая беда – нелюбопытство. После летних каникул дети, как правило, уже не пишут сочинение на тему «Как я провел лето», описывая при этом красоты природы, поле, ромашки. Все это богатство проходит мимо них. Точно так же, как мировые ценности. Многие теперь отдыхают за границей. И это прекрасно было бы. Но когда я на уроке прошу поделиться впечатлениями, показать одноклассникам фотографии, чаще всего обнаруживаю на них только картинки с пляжа да посиделки за столами. Многие семьи в том же Египте даже до пирамид не добираются. Вот такому восприятию мира учат детей родители – лишь с точки зрения развлечений. Это по-настоящему волнует меня как педагога.

О ПОЭЗИИ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН

– Так как заставить ребенка оторваться от компьютера и взять в руки книгу?
– Слово «заставить» вообще не должно звучать, когда речь идет о чтении! Ведь чтение – это не только способ получения знаний, но и величайшее удовольствие и наслаждение!!!
Как же ребенок будет наслаждаться, если вы его ЗАСТАВЛЯЕТЕ читать? Детей надо направлять, и в первую очередь это должна делать семья. Ну и учитель, конечно. А то бывает, в школе задают на дом прочесть произведение не по программе, а родители говорят: «Зачем читать, его нет в программе, на экзамене не спросят». Но ведь только чтение благодаря своей неторопливости, размеренности процесса, возможности в любой момент вернуться к только что узнанному, прочесть еще и еще раз, пока не уяснишь до конца, дает возможность познать мир и людей. Считаю, литература и русский язык – единственные идущие от души учебные предметы, в основе которых заложена духовность. Современные дети искренне удивляются, когда узнают, что в прошлом все мужчины даже суровых военных профессий умели писать стихи, знали языки. Что-то произошло в обществе, если ценность приобрели какие-то другие мнимые знания, а литературу ужали до двух уроков в неделю.
…Лично я стараюсь увлечь детей чтением личным примером. Чтобы старшеклассники приобщались к тем книгам, которые читаю я, – приношу их, показываю. Да, не все тут же бегут в библиотеку, но благодаря разговорам, обсуждениям многое у них на слуху.
Знаете, как я работаю? По капельке. Например, изучаем рассказ Виктора Астафьева «Белогрудка». Там такая история трагическая – мальчишки украли у куницы детенышей, играли с ними, те погибли, и Белогрудка отомстила жителям деревни. Маленький рассказ, но дети удивительно на него реагируют – уже суд объявляют, решают, кто виноват. По их мнению, виноваты родители, мол, не научили своих детей. А когда встает вопрос – а сам ты виноват был бы в этой ситуации? – они не сразу отвечают, но задумываются. О своей ответственности. Урок литературы должен быть цельным. Вот читаю «Белогрудку» и спрашиваю: а вы знаете, есть чувашский писатель Михаил Юхма, а у него – удивительный рассказ «Шурсямга» про молодого волка. Они не слышали, потому что по программе это произведение изучается в 10 классе. А мы берем его и читаем. Потом говорю: а вы знаете, что Джек Лондон написал «Белый клык»? И они приносят и читают. Представляете, как для них раздвинулось пространство? Дети вдруг увидели проблемы, которые одинаково волнуют людей независимо от эпохи и национальности.
А поэзия! Какое богатство и великолепие языка! Мальчикам говорю, познакомитесь, мол, с девушкой, как без стихов-то? Некоторые, конечно, смеются, но не все. Пусть не Фета и Тютчева, но многие парни по собственной инициативе Высоцкого наизусть выучили, и с большим удовольствием. А по ходу биографию его изучили, много нового вообще о том времени узнали.
Другое дело, что очень мало времени на все про все. И вот тут без родителей не обойтись.

ОБ ИНТЕРДЕВОЧКЕ И АННЕ КАРЕНИНОЙ

– А захотят ли они сотрудничать с педагогом? Папы с мамами заняты зарабатыванием денег, на духовные поиски времени нет…
– Пытаюсь убедить родителей, что это нужно их детям, и родители, как правило, идут мне навстречу. «Вашему ребенку не репетитор нужен, ему нужен контроль», говорю я озабоченным мамам.
С ребенком постоянно надо быть рядом. И атмосфера дома должна быть соответствующая. Вспомним Пушкина, который уже в 4-5 лет тайно лазил в кабинет отца, листал книги, в 6 лет уже читал их. А ведь это были не детективы и фантастика, а серьезные труды на французском языке.
А если в доме не создана обстановка – трудно будет сформировать у ребенка настоящую потребность в чтении. Не поверите, бывает такое: бойко читавший пятиклассник после летних каникул начинает читать по складам. Он за лето забыл процесс, потому что не прочел за три месяца ни одной (!) книги. А с чего это он возьмет в руки томик, если ни отец, ни мать ни разу даже детективного или любовного романа не перелистнули. А ведь нынешние родители уже все имеют среднее образование как минимум.
– А как приохотить к классике? Русской, в частности?
– На мой взгляд, надо приближать эти произведения к современной жизни, «оживлять» их смысл, а не банально требовать запоминания сюжета. Поясню на примере. Говорим о нравственности. Маша Троекурова не пошла за Дубровским, потому что уже была обвенчана. Татьяна Ларина была «другому отдана» и «век ему верна». Приходится объяснять, что мужчина – это сила, натиск, а женщина – что-то другое и честь женщины очень важна. И реагируют дети нормально, с пониманием. Если мы возьмем Екатерину из «Грозы», которая бросилась с обрыва, потому что изменила мужу, Анну Каренину – то это один пласт. А если прочтем при этом еще и «Леди Макбет» Лескова, которая хищнически разрушала все ради любви, или «Интердевочку» (которая есть в программе 10 класса), то дети четко видят разницу между нравственностью и безнравственностью. Литературные примеры гораздо четче, красноречивее объясняют эти понятия, чем между делом просмотренные фильмы.

О ФРАГМЕНТАХ И ПРИТЧАХ

– Учителю надо уметь работать фрагментарно. Повторюсь, дети сейчас «заблокированы» – почти у всех, даже малышей, в парте мобильник – они смотрят на меня, а сами ждут или звонка, или смс. И не способны сосредоточенно слушать долгую речь. В эпохальном, серьезном произведении надо выбрать фрагмент, способный их резко заинтересовать. У меня есть видеоверсия «Войны и мира». Показываю им сцену, как, например, идет в бой и падает со знаменем в руках Андрей Болконский. А теперь, говорю, послушайте, как об этом пишет сам Толстой. Посмотрели, прочитали. А теперь, говорю, попробуйте проанализировать, что хотел сказать Толстой этой сценой и почему фрагменты боя введены в роман. Вот так – пошагово – и познаем роман, который вряд ли кто-то полностью прочитает добровольно. Но ясное представление о нем, его главных героях иметь будет точно. Это уже, считаю, в плане развития очень неплохо. А что, математику, физику, биологию все досконально знают? Нет, конечно. Знают то, что хочется  знать, то, что интересно. Поэтому кто-то становится физиком, кто-то медиком, а кто-то – литератором.
– В своей 62-й школе вы с четвертой четверти начнете вести уроки по курсу «Основы мировых и религиозных культур». Это поможет, на ваш взгляд, еще более заинтересовать детей литературой?
– Безусловно! Меня привлекает в этих уроках новый мир, новое пространство – мы встретимся с гигантским пластом той литературы, которая прошла мимо нашего поколения. Это летописи, жития, притчи. Дети делают для себя удивительные открытия. Вот есть в Чебоксарах храм Святой Татианы. Оказывается, это не просто сочетание слов, а была такая Татиана, был человек по имени Андрей Первозванный… То есть благодаря православной литературе открываются пласты древней истории, которые подзабыты, но несут удивительно прозрачное, тонкое, изящное чувство утраты чего-то светлого, хорошего. И как хорошо, что теперь мы об этом знаем.

КАК ПРЕВРАТИТЬ ЧТЕНИЕ В УДОВОЛЬСТВИЕ?

  • Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
  • Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте («Ах прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут») и оставьте ребенка наедине с книгой. А через некоторое время спросите: «Ну расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!»
  • Выпишите ему какой-нибудь журнал: о футболе, о технике – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  • Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  • Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает.

Беседовала З. ШИТЛАЕВА.

Опубликовано: 26 марта 2010 г.


Читайте также:

2 Ответы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.