Мы уже сообщали о недавнем блистательном выступлении в Чебоксарах действующей академии народного танца России – легендарного балета Игоря Моисеева. А предшествовала этому событию пресс-конференция.
«Сцена у вас слишком маленькая, всего лишь на два-три прыжка», – пожаловалась журналистам директор коллектива Елена Щербакова, имея в виду наш театр оперы и балета. Она также сказала, что в нынешний гастрольный тур по стране «моисеевцы» отправились командой в 73 человека, особо отметив, что это – не второй и не первый танц-составы (безусловный намек на «конкурирующие организации», что неутомимо барражируют по глубинке, не забывая, как говорится, «делать пальцы веером» – «СЧ»), а все, кто есть. Участники пресс-конференции поведали, что в столицу Чувашии они прибыли на автобусах из Казани, где очутились проездом из Ижевска. До Удмуртии же артисты добирались поездом, а из Чебоксар снова на автобусах поедут в Ульяновск и уж оттуда вернутся в Москву самолетом. Их багаж с костюмами и реквизитом весь этот путь проделывает отдельно зафрахтованным автотранспортом, ну а оркестрантов в подобные поездки брать совсем не обязательно – для такого случая вполне сгодится и предварительно сделанная запись музыки.
В дороге, конечно, случается всякое. Педагог-репетитор Виктор Никитушкин вспомнил, что как-то раз после выступления в Иркутске не весь багаж удалось запихнуть в самолет. Четыре ящика ценного груза так и остались лежать на летном поле. Тогда директор Щербакова категорически распорядилась срочно их распаковать и увозить на руках все, что было внутри. Включая – деревянные автоматы, пулеметы и сабли (реквизит к классическому номеру «Партизаны»). Но когда группа деловитых парней принялась быстро-быстро расхватывать оружие, в аэропорту объявили чуть ли не тревогу. Кто-то запаниковал: «Нападение террористов!» И немалых трудов потом стоило разрядить эту ситуацию.
– А почему в ваших «Танцах народов мира» не представлены чуваши? – резонно поинтересовался у «моисеевцев» корреспондент «СЧ».
– Дело в том, что еще основатель ансамбля Игорь Моисеев заложил принцип: показывать в танцах не столько этнографию, сколько искусство, – ответила Елена Щербакова. – У нас неоднократно ставились танцы народов России – башкир, удмуртов, мордвы. Причем готовили их балетмейстеры из этих регионов. Шились дорогие костюмы. Но после двух-трех выступлений становилось ясно: не дотягивают данные номера до уровня Моисеевского ансамбля. Поэтому, если в Чувашии найдутся хореографы, достойные держать планку, установленную Игорем Александровичем, мы будем не против.
И в качестве наглядной иллюстрации сказанного директор Щербакова привела пример: в одно время выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди очень хотела, чтобы в репертуаре ансамбля Игоря Моисеева был представлен хотя бы один танец ее страны. Ансамбль пригласили на гастроли в Индию, возили по разным уголкам, знакомили с творчеством лучших местных исполнителей. Однако Игорь Александрович все равно отказался ставить индийские танцы, заявив: мол, повторить технически это не представляет проблем. Но дело в том, что по сути своей традиционная танцевальная культура Индии пронизана настолько глубокой философией, что до конца постичь ее способны лишь носители этой самой культуры. То есть исключительно индийцы. А те, кто не постиг данной философии, в лучшем случае выдадут «на-гора» только бледную кальку с оригинала.
Опубликовано: 24 марта 2010 г.