По данным чебоксарской службы занятости, за два прошедших месяца по сравнению с аналогичным периодом 2009-го число безработных в столице выросло на 57 проц. и достигло свыше 11,2 тыс. человек. Ситуация на рынке труда довольно напряженная – на одну вакансию претендуют почти 10 человек.
Нет нужды говорить о том, что чувствует мужчина в расцвете сил, оставшийся без работы, а значит, без средств к существованию. Проблем выше крыши: надо содержать семью, воспитывать детей… Можно предположить, что кризис, высвобождение работников на предприятиях, задержки зарплаты и другие факторы напрямую влияют на криминогенную ситуацию. Так ли это?
– Конечно, социально-экономические процессы не могут на ней не отражаться, – считают в Управлении уголовного розыска МВД республики, куда мы обратились с этим вопросом. – Однако следует заметить, что динамика безработицы существенного влияния на уровень преступности не оказывает. Согласитесь, не каждый человек, оставшийся без работы, встает на неправедный путь.
– От общего количества лиц, совершивших преступления, доля неработающих всегда составляла примерно половину, – говорит заместитель начальника оперативного отдела Управления уголовного розыска Т. Аверин.
Беспокойство вызывают города, где безработицы больше. А вот из сельских районов особо выделяются Цивильский и Чебоксарский. Именно в них наблюдается повышенная криминальная активность со стороны безработных. «Тут, видимо, имеются свои факторы, – предполагают сотрудники УГРО. – Близость федеральных трасс, дальнобойщики днем и ночью. Для преступной среды почва благодатная…» Если продолжить сравнение между городом и деревней, то видно, что для сельской местности характерны кражи. По мнению заместителя начальника Управления уголовного розыска МВД по республике Ш. Касанова, в этом тоже нет загадки: несмотря на трудности в экономике, кризисные явления, в городе проще найти работу, применение своим способностям в некриминальной сфере. На селе с работой намного сложнее. А кушать хочется всегда. Вот и тянет некоторых на «подвиги». «Скажем, раньше автомобильные кражи считались уделом городов, в которых сосредоточена большая часть автопарка, – продолжает Шарипжан Шадьярович. – Теперь этот вид преступления стал обычным на селе. Молодежь покупает машины. Их надо содержать. Вот и воруют бензин, магнитолы, запчасти…»
…Чувашия в силу своей компактности и других факторов пользуется у злоумышленников из других регионов репутацией опасного места, где обязательно ждет расплата.
По словам Касанова, в 90-е годы была категория людей, которые промышляли воровством. Через некоторое время они поняли, что есть возможность зарабатывать на жизнь без риска быть лишенными свободы, не воруя. Многие устроились на предприятия, ездили на заработки в другие регионы. Несколько десятков тысяч рублей в месяц они имели. Теперь таких возможностей стало меньше.
Сейчас некоторые из этих людей снова встают на скользкий путь, с сожалением констатируют стражи порядка. В прошлом году в Урмарском районе в милицейские сети попали магазинные воры, почистившие ряд торговых точек и в соседних районах. Оказалось, что это старые знакомые сыщиков, когда-то занимались тем же самым «бизнесом». За это были привлечены к ответственности, отсидели свое, вернулись, казалось бы, к нормальной жизни – стали ездить на заработки в другие регионы. Но с началом кризиса бывших воров раз за разом ждало разочарование: в Татарстане, куда они поехали на стройку, их «кинули», отправились в Москву – оттуда тоже вернулись с пустыми карманами. Что делать? Вот они и решили, что старое ремесло их точно не подведет. Но и здесь осечка вышла. Взяли их «тепленькими». Да, есть такие тенденции, говорят в милиции, согласившись, что падение доходов, прежнего уровня жизни может спровоцировать некоторых на противоправные поступки. К слову, Чувашия в силу своей компактности и других факторов пользуется у злоумышленников из других регионов репутацией опасного места, где обязательно ждет расплата. В прошлом году задержали гастролеров из Ульяновской области, которые похищали выключатели с трансформаторных подстанций. По их рассказам, в воровской среде ходят разговоры, мол, если хочешь сесть в тюрьму, поезжай в Чувашию. Наслышаны. Проверили. Слухи подтвердились. «Мы четыре месяца готовились к «делу», – сокрушались потом ульяновцы. «Чуть менее 6 часов потребовалось для того, чтобы раскрыть преступление», – говорит Ш. Касанов.
Около месяца назад в столице республики задержали злоумышленников, совершавших кражи с пустующих дачных участков. Один из них – ранее судимый, недавно вышел из мест лишения свободы. А на свободе оказалось, что на работу не берут и непросто устроиться даже законопослушным. Что уж говорить о тех, кто запятнал репутацию неблаговидными делами? Судимость – это как приговор при поиске работы.