Колос на глиняных ногах
Давно мечтает аграрный Аликовский район обзавестись нормальным кирпичным заводом. И вот появился шанс не простой, а уникальный.
Некоторая практика в этом промысле у района есть. В округе Русского Сормова на нужды колхозов работали два заводика –штамповали кирпич в летнее время. В 1967 году, когда завершилась электрификация района, председатель райисполкома Константин Арланов вдохновился построить на Сорме полноценный завод. Расчет, вспоминает он сегодня, был точный: район – в самом центре республики, в радиусе от Чебоксар до Шумерли – ни одного серьезного кирпичного производства, кругом – стонущие от дефицита стройматериалов колхозы с огромным избытком рабочей силы. Отвез в Москву на экспертизу два грузовика глины. Отличное, сказали, сырье. Тут возник первый секретарь Вурнарского райкома партии Анатолий Емельянов: выгодней строить в железнодорожных Вурнарах. Совмин встал на его сторону. В итоге ни вурнарцы, ни аликовцы кирпича не получили. Пошел почин «Даешь каждому колхозу свой кирпичный завод», на реализацию которого бухнули огромные деньги. Еще одну попытку уже на стыке советско-реформаторского периода сделал руководитель района Леонид Кононов. Место намеченной стройки до сих пор остается в виде огромного котлована.
И вот сообщение Минприроды Чувашии: возле Смородино Аликовского района обнаружено месторождение светложгущихся глин с запасом 2,16 млн. куб. метров, которое намечено выставить на конкурс за право пользования. Это в 4 километрах от райцентра. До райадминистрации новость пока не дошла. Здесь даже не знают, на каком богатстве стоит деревушка в 30 дворов. Еще совсем недавно в юной чувашской геологии обсуждалось только «наличие проявлений» такой глины. А ценность ее в том, что из нее получается светлоокрашенный керамический кирпич, используемый для наружной облицовки. Наши строители пока работают на привозном. Средняя цена штуки – 12 рублей.
Так что не зря говорят, что мечты сбываются. Правда, продать свое месторождение аликовцы не смогут. Это у нас – прерогатива государства. Зато есть шанс стать пионерами уникального производства.
Для справки. Оборудование под стандартный завод мощностью 10 млн. штук облицовочного кирпича с производством методом полусухой формовки оценивается в 60 млн. рублей. Продолжительность сборки – 1 год. Окупаемость – не больше 2 лет. Себестоимость производства одной штуки в условиях Чувашии – не выше 3 рублей.
Курево выходит из моды
Для жителей Красноармейского района теперь есть самый авторитетный пример, вдохновляющий их переходить на здоровый образ жизни.
Райадминистрация сообщает, что место ее дислокации объявлено зоной, где вообще не курят. Равняться на старших товарищей решили и старосты селений, главы поселений. Правда, пока без кардинальных мер. Курящие начальники, понятно, с вредной привычкой разом не распростились. Теперь они за своим удовольствием бегают на улицу за угол.
Во главе почина стоит, конечно, сам глава района Станислав Николаев. Не курит, спортсмен-перворазрядник, каждое утро сельчане видят его на пробежке. И на республиканских спартакиадах органов власти он всегда во главе команды района.
А отступать дальше некуда. Население в районе стареет и сокращается, всего осталось менее 16 тысяч человек. При 328 умерших в прошлом году родилось 175 малышей, сыграно 99 свадеб. В аграрном секторе осталось около 800 работающих.
Без комментариев
Бригады скорой медпомощи Вурнарского района в прошлом году доезжали до места вызова менее чем за 20 минут.
В 2007 году в Ибресинском районе зарегистрировано 327 рождений, оформлено 35 документов на установление отцовства.
Вместо пули — снотворное
Для цивильских сельских дворняжек, похоже, вольница кончилась: хочешь погулять за пределами родного двора – влезай в намордник.
Для райцентровских псов такой режим уже не в новинку. В начале прошлого года глава района Николай Евдокимов всерьез взялся за борьбу с безнадзорностью собак. Окончательное решение собачьего вопроса должно завершиться в 2009 году. Нет, ставка делается не на отстрел братьев наших меньших. Более 31 тыс. рублей налогоплательщиков глава решил бросить на обеспечение гуманных методов – изготовление орудий отлова, покупку усыпляющих препаратов. Деваться некуда: район – под постоянной атакой бешеных лис, а бездомные собаки – первые разносчики заразы.
В деревнях действуют по обстановке. Гонять туда бригады ловцов – дело накладное. Сельские главы засекают, чьи псы болтаются по улицам, докладывают районной административной комиссии – есть административное правонарушение! Наказание – штраф. Для наглядности администрация района систематически называет, какие селения подвергнуты такой экзекуции. По итогам февраля рассмотрено 5 «собачьих» дел. А по республике за первые два месяца года таких набралось, судя по сообщению Минюста, всего 26. И правда, ударно работают цивиляне.