Памяти Николая Ивановича Муратова

«Он был строителем по профессии и созидателем по духу»

…Писал он в газету не так часто, как нам хотелось бы. Но все статьи этого человека, по первой профессии строителя были выверены и точны, а за каждой строкой стояла огромная исследовательская работа. А еще с его помощью было подготовлено немало журналистских материалов — корреспонденты «СЧ» и коллеги из других СМИ, готовившие публикации о культурном наследии, архитектуре, памятниках старины, всегда обращались за консультацией и советом к Николаю Ивановичу. Теперь, увы, обратиться не к кому — нет больше бывшего директора Государственного центра по охране культурного наследия, заслуженного работника культуры Чувашии и России и внештатного автора «Советской Чувашии» Николая Муратова. И сегодня журналисты, которым повезло с ним работать, вспоминают, каким удивительным человеком он был …

Ольга Петрова, шеф-редактор « ГТРК Севастополь:

Неделя началась с печальнейшей новости: не стало Николая Ивановича Муратова, бывшего руководителя Центра охраны культурного наследия республики… Мы любили его всей командой «Чебоксарских адресов», без Николая Ивановича этой программы бы точно не было. Как нам нравилось, когда, изображая грузинский акцент, он цитировал Сталина в программах про здания в стиле советского классицизма. И, как бы он ни был занят, для съёмок всегда находил время. Понимал, какую важную работу мы все вместе делаем. А потом шутил, что на старости лет к нему пришла слава: чебоксарцы начали узнавать его на улицах, некоторые подходили и даже спрашивали какие-то подробности о старинных зданиях города. Хотя помню, поначалу я немного его побаивалась, он мне казался таким суровым, а потом я поняла: просто не всех он подпускает к себе близко.
Иногда между съёмками он рассказывал, как борется за то или иное здание, которое хотят отхватить и перестроить какие-то люди, и плевать им, что это культурное наследие города. Николай Иванович никогда не называл фамилий, но было понятно, что он борется то с чиновниками, то с депутатами, то с крупными бизнесменами. И меня это в нем всегда восхищало, что он не боялся переходить дорогу людям, наделенным властью. Сколько зданий, именно благодаря Николаю Ивановичу, удалось сохранить, он сумел добиться включения их в охранный список! Помню, как я переживала, когда один из бывших министров культуры интригами сумел сместить Николая Ивановича с должности. И честно скажу, когда в Центре появился новый директор, моя нога порог этого учреждения уже не переступала.
Теперь останутся книги, наши программы и воспоминания… Светлая память, Николай Иванович! Жаль, что таких людей становится все меньше…

Рита Кириллова, журналист:

Очень печальная весть. Таких людей, как Николай Иванович Муратов, всегда было и будет мало, всегда их не будет хватать, строителей и по профессии и созидателей по духу.
Он принял руководство Госцентром по охране культурного наследия в 1990 году, когда все рушилось, а не сохранялось. И боролся за оставшиеся старые церкви и здания до последнего своего дня, уже и не на должности директора (откуда его буквально выдавили местные чиновники), своими статьями и выступлениями. Его суровость при первом обращении за какими-то комментариями вмиг менялась на азарт совместного творчества, если он видел перед собой человека неравнодушного к этой проблеме, готового донести ее до как можно большего количества людей. По теме охраны культурного наследия Николай Иванович был незаменимым экспертом, и такого у нынешних журналистов, боюсь, уже не будет, или будет очень нескоро. И сам он всегда был не просто буквоедом, занятым трудной рутинной работой ( сотни документов, обследований, объектов, участие в различных «охранных» разработках ), а и историком, и журналистом, и оратором. Наверное, только Муратов у нас мог стать героем окружного совещания, куда приехали представители госцентров со всей ПФО и где учились предъявлять претензии по поводу несоблюдения законов в этой области — Николай Иванович не только представил участникам свой уникальный опыт, но и стал на время совещания вдохновенным экскурсоводом. И только Муратов мог столько лет не отступать перед властями с вопросом об охранных зонах, которые должны иметь все города с историческими зданиями и которые некоторым очень и очень мешали. Или столько биться по включению наших старых зданий в Единый госреестр. Наконец, только Муратов мог подарить Национальному музею такой раритет как эскиз проекта Крестовоздвиженской церкви 1895 года, который обнаружил при переезде Центра в другое здание. Радовался неизвестному раньше оригиналу как ребенок. Немногие знают, что Николай Иванович сам был автором таких проектов как главные ворота Свято-Троицкого мужского и часовни Спасо-Преображенского женского монастырей. Светлая память.

 

 

Фото Никиты Павлова из архива редакции.

Опубликовано: 25 января 2021 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.