Все мы знаем, что коррупция – дама многоликая, трудноуловимая, поскольку обитает в тенистых местах, и где бы ни объявилась – везде сеет злоупотребление властью и должностными полномочиями в корыстных целях. И посему бороться с коррупцией надо всем миром.
Не брать и не давать
А журналистам, выходящим на тропу войны с коррупцией, да и вообще с преступностью разного калибра, наука: соблюдай ПДД (в смысле объективности и доказательности материалов), чтобы не оказаться ответчиком по судебным искам «противной» стороны, а если оказался (сейчас за каждое слово цепляются) – не давай возможности восторжествовать тем, кто преступает закон.
Большой разговор на эту тему шел на недавнем семинаре в Нижнем Новгороде в рамках реализации проекта «Стоп, коррупция!», организованного Фондом поддержки региональной прессы при содействии Альянса руководителей региональных СМИ (АРС-ПРЕСС). Его участниками стали журналисты и главные редакторы СМИ Приволжского и Центрального округов, а своим видением коррупционных проблем с ними делились авторитетные специалисты и практики в этой области. В частности, Сергей Соколов – первый заместитель главного редактора «Новой газеты», на счету у которой немало громких разоблачительных публикаций и соответственно богатый опыт судебной тяжбы с чиновниками разного калибра.
С. Соколов: «Наше чиновничество плодит огромное количество концепций и все делает для того, чтобы они не заработали».
Семинар был посвящен именно роли СМИ по защите прав граждан от коррупционных процессов. Сегодня честные высокопоставленные чиновники от власти (а такие у нас, слава богу, еще не перевелись) рассматривают журналистику как одну из важных составляющих в борьбе с коррупцией. Только с помощью СМИ власть может бороться с этим злом, раскрывая и предавая гласности разного рода злоупотребления, формируя в обществе «антикоррупционные стандарты поведения», – одно из главных направлений национального плана противодействия коррупции, предложенного Президентом России. Проще говоря, речь о том, что сегодня в сознании людей укоренилось правило «не подмажешь, не поедешь», «брать» и «давать» стало нормой жизни. Это один из самых тревожных симптомов коррупционной болезни, метастазы которой поразили практически все сферы жизни общества. Государство, объявив войну коррупции, в первую очередь рассчитывает на сознательность граждан, которые наконец-то избавятся от опасного стереотипа мышления.
Пресс-секретарь Главного управления МВД по Приволжскому федеральному округу Василий Кучерак отметил, что основная сложность в борьбе с коррупцией – ее высокая латентность: ни дающий мзду, ни берущий ее, понятное дело, не стремятся это обнародовать. Всего в прошлом году в ПФО было совершено свыше 7 тысяч преступлений коррупционного характера против интересов государственной власти, госслужбы, службы в органах самоуправления (17 процентов от общероссийского уровня). Если же принимать во внимание преступления, которые остались «за кадром», то их количество возрастет в разы. К тому же сегодня формы материальной наживы самые разнообразные и хорошо продуманные.
Для профилактики мозгов
Проблемы, поднимавшиеся на семинаре, касаются всей матушки России. К примеру, в прошлом году в следственные органы Чувашии поступило около 700 сообщений о коррупционных действиях, более чем по 220 из них приняты решения о возбуждении уголовных дел, 80 уже дошли до суда с постановлением приговоров. К сожалению, пока именно приговоры остаются наиболее действенной «профилактикой мозгов» преступающих закон ради корысти. Если чиновники изобретают хитроумные схемы личного обогащения, то рядовые граждане все больше попадаются на прямых взятках, и довольно часто, выводя эту самую взятку на первое место в перечне «наиболее частых» в республике коррупционных деяний. Любопытная деталь – в суд передано 28 дел по взяткодателям, и всего 11 – по факту получения взятки. Ну не урок ли для граждан, «подмазывающих» докторов за липовый больничный лист, для водителей, дающих гаишникам 100-рублевые купюры с просьбой закрыть глаза на нарушение ПДД.
По данным СКП по Чувашии, больше всего коррупционных преступлений, если исходить из оконченных уголовных дел, совершено в сфере образования. Преподаватели вузов берут взятки со студентов, директора школ сажают на бюджетный каравай «подснежников» из числа уже не работающих подчиненных или своих детей, получая за них зарплату.
Самая же благотворная почва для прорастания коррупции, как показывает анализ дел, в органах местного самоуправления. В отношении бывшего главы одного из городов расследуются аж три уголовных дела, в частности, по факту причинения ущерба бюджету путем раздачи «своим» людям по заниженным ценам муниципального жилья и вымогательству крупной взятки у предпринимателя. Получили реальные сроки специалисты Калининской райадминистрации Чебоксар – за вымогательство также крупной взятки с победителя конкурса по отбору подрядчика на проведение капремонта в городских жилых домах.
Львиная доля преступлений (и это только за минувший год) инкриминируется именно главам муниципальных образований и их заместителям. А среди них лавры первенства у глав сельских поселений. К примеру, направлено в суд уголовное дело в отношении главы одного из сельских поселений Урмарского района. Этот, по данным следствия, по подложным документам «вытащил» из местного бюджета немалые деньги, предназначенные для ремонта и устройства колодцев и родников поселения. И теперь обвиняется в экологическом преступлении, поскольку никакого водного благоустройства в поселении не было проведено. Он же обвиняется в том, что без проведения конкурса заключил с подрядчиком муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог поселения. В результате тот не уложился в сроки, а средства из республиканского бюджета благодаря усердию главы получил.
На днях возбуждено уголовное дело в отношении главы сельского поселения из другого района. Как сообщил журналисту старший помощник руководителя СКП по Чувашии Олег Дмитриев, глава, достоверно зная о том, что работы по строительству 24-квартирного жилого дома не завершены, здание не соответствует требованиям проектной документации, строительных и противопожарных норм, оформил и выдал застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Этот документ явился основанием для постановки дома на госучет и заселения в него граждан.
Следствие также подозревает, что не без пособничества главы директор фирмы-застройщика обманул новоселов, – сказал, что они должны оплатить пусконаладочные и другие работы. А еще услуги по изготовлению техпаспортов на квартиры, которые на деле предоставляются безвозмездно в рамках реализации республиканской адресной программы о переселении граждан из аварийного жилья. В результате смышленый «строитель» получил от жильцов свыше 1 миллиона рублей, также попав под уголовные статьи. Кстати, на семинаре В. Кучерак приводил данные, из которых следует, что сегодня коррумпированность госчиновников признается менее опасной, чем коррумпированность чиновников негосударственных структур, – у этих «аппетит» намного выше и желающих поживиться за чужой счет больше.
Обидела сироту
В ходе обсуждения коррупционной проблематики аналитики подчеркивали, что один из действенных способов борьбы с коррупцией – умерить властные полномочия чиновников. А для этого, в частности, надо эффективно использовать антикоррупционную экспертизу законов и правовых нормативных актов, они не должны содержать двусмысленных норм, противоречий, что и дает возможность использовать их в корыстных целях. Следует заметить, что сегодня в этом плане активно работает прокуратура нашей республики, находя в документах коррупционные лазейки и вынуждая чиновников устранять их.
…Сегодня в сознании людей укоренилось правило «не подмажешь, не поедешь», «брать» и «давать» стало нормой жизни. Это один из самых тревожных симптомов коррупционной болезни, метастазы которой поразили практически все сферы жизни общества.
Как отметил помощник прокурора республики по правовому обеспечению Альберт Петров, это стало возможным после передачи прокуратуре России соответствующих полномочий. Анализ показал, что больше всего коррупционных лазеек в правовых актах по вопросам бюджетного, земельного законодательства, о градостроительной деятельности, закупках продукции для государственных и муниципальных нужд, о распоряжении государственной и муниципальной собственностью. И, кстати, самый высокий процент огрехов в действующих и проектных правовых актах, изданных местным самоуправлением.
Получается, самоуправленцы сегодня (как и вчера) нуждаются в особом контроле. Впрочем, как уже сказано, немало и тех, кто попросту игнорирует законодательные установки. Есть факты просто возмутительные. Пример: глава сельского поселения из Красночетайского района, по данным предварительного следствия, подозревается в присвоении федеральных денег, выделенных на приобретение жилья для ребенка-сироты. Без объявления и проведения конкурса за 80 тысяч рублей подыскала в селе непригодный для проживания дом, а остальные бюджетные деньги (199 тысяч) присвоила. Тут ей помогла хозяйка этого дома, согласившаяся скрыть действительную цену договора.
Всего прокуратурой республики за год выявлено свыше 2500 нарушений законов о противодействии коррупции и гражданской службе, в частности, в 7 территориальных органах федеральных министерств и ведомств в Чувашии и в 5 органах исполнительной власти республики. К примеру, три главных специалиста-эксперта Минсельхоза республики, занимавшиеся вопросами господдержки сельхозпроизводителей, принимавшие от них документы на субсидирование, сами оказались учредителями юрлиц и СХПК. Понятно, что такой расклад может привести к «конфликту интересов», – то есть эксперты имеют все возможности для оказания «господдержки» именно своим предприятиям. И благо, что такие нарушения выявляются и пресекаются. Вряд ли засвеченные специалисты разного калибра рискнут вновь пойти в обход закона.