Уроженец поселка Сосновка Ибресинского района, знаменитый бегун Чувашии Тимофей Петров еще при жизни стал легендой. В годы Великой Отечественной он сражался на Ленинградском фронте, геройски погиб в марте 1944 года при освобождении Эстонии от фашистов. Но спустя много лет, в наши дни о Петрове практически забыли. Даже некогда популярный легкоатлетический пробег Абашево – Чебоксары, посвященный памяти Тимофея Ильича, не проводится в республике вот уже более двух десятилетий.
А ведь в 30-е годы ему не было равных в Поволжье в беге на средние и длинные дистанции. Блистал спортсмен из Чувашии и на всесоюзной арене, не раз выходил на дорожку вместе с легендарными братьями Знаменскими. А когда в Советский Союз приехал рекордсмен мира Жюль Лядумег, Тимофей не только состязался с французом, но и тренировался на сборах под его началом.
Манера бега чувашского стайера, как вспоминают очевидцы, во многом напоминала стиль движений чемпиона. Оттого и называли Тимофея Петрова чувашским Лядумегом. Ему не надо было с помощью специальных упражнений шлифовать свою технику бега. Тимофей просто родился таким, каким его одарила природа. Но не только победами на беговой дорожке славился чувашский спортсмен. Его знали в нашей республике как очень умелого организатора физкультурной жизни в родном районе. Например, благодаря инициативе Тимофея Ильича в Ибресях был построен стадион, который и сейчас стоит на том же месте – молчаливый памятник славному земляку.
Когда же грянула война, Тимофей ушел на фронт – в июле 41-го. Сражался на Ленинградском фронте. «Отец погиб 3 марта 1944 года», – рассказывает сын Иван Тимофеевич. Он вспоминает, как удалось установить точную дату смерти родного человека. Своего отца Иван никогда не видел, поскольку родился после его ухода на фронт. Однако долго верил, что после войны отец вот-вот вернется в свою Сосновку. Да и мама Евдокия Марковна тоже ждала, ждала…
– И все те годы боль утраты, память об отце не отпускали душу?
– Я ничего не мог с собой поделать. Жила она во мне, жгла, не давала покоя. В августе 1973 года побывал в краях, где погиб отец. Тепло встретили тогда в Эстонии сына героя-фронтовика. Юные следопыты местной школы все показали и рассказали о жестоких сражениях в феврале-марте 1944 года. Прошелся по местам этих сражений. Видел траншеи, они тогда еще сохранились, оставались незакопанными. Поднялся на гору, что штурмовал 301-й стрелковый полк, в котором служил отец, и где возле хутора Кэрэкона фашистская пуля сразила его. Гора называется Синнмяэ – Синяя гора. Как и поселок. Жители рассказывали, что склон той горы сплошь был усыпан телами наших солдат. И вот стою я в месте, где оборвалась жизнь моего отца. А он лежит под гранитными плитами вместе со своими товарищами. Молча, в горькой печали склоняю голову. В душе – всплеск разных чувств, мыслей. Такая вот получилась встреча…
Теперь уже после почти четырех десятилетий, когда и самому Ивану Петрову минуло 70, неизвестно: сможет ли сын еще раз посетить могилу родного отца? Да и пустят ли его правители Эстонии с их нынешним отношением к истории второй мировой войны!? А ведь было по-эстонски и по-русски написано на тех белых мраморных плитах: «Здесь захоронены русские воины, павшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками… Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»
Кстати, а что сейчас на родине напоминает людям о чувашском Лядумеге? Скромная мемориальная доска в чебоксарском Доме здоровья. Там среди фамилий, выбитых на мраморе, есть и имя Т. И. Петрова. Дом Тимофея Петрова в Сосновке в 1958 году сгорел. Тогда же погибли и все его фотографии, альбомы из спортивной жизни. Бесследно во время ремонтных работ, проводившихся в Доме здоровья, исчез и уникальный стенд, где была запечатлена жизнь довоенного и послевоенного «Спартака». А здесь можно было увидеть как самого Тимофея Ильича, так и его ушедших в легенду товарищей по спорту. И лишь скромный стенд, возможно, появится на малой родине Петрова в Ибресях, приуроченный к 100-летию со дня рождения воина-освободителя, а также выдающегося спортсмена. Хотя именно в вестибюле Дома здоровья должна стоять скульптура Тимофея Петрова. А может быть, рядом – на стадионе «Олимпийский».
А. ЯКОВЛЕВ.