Приют семью не заменит

Три месяца назад мы писали в «СЧ» о трагичной истории семьи Ильи и Тани – подопечных Канашского интерната. Напомним, их родители умерли, а дом сгорел. Сначала опеку над ними взял старший брат, оказавшийся непорядочным человеком. Потом под свое крыло сирот решили забрать старшая сестра и ее муж. Но дело об опеке не двигалось с места. Пока судьбой детей не заинтересовался уполномоченный по правам ребенка в Чувашии А. Андреев.
Сейчас их оформили в «гостевую» семью: мальчик и девочка навещают своих родственников в выходные и каникулы. Летом Илье предстоит поступать в техникум. Пока будет учиться, временно поживет в общежитии, а как исполнится 18 лет, дай бог, выделят ему и квартиру.
Это одна из многих сложных детских историй, которая разрешилась более-менее удачно. Хотя стопроцентной уверенности в том, что брату и сестре дадут, наконец, спокойно жить, пока нет. Но удивляет, как много проблем сегодня наваливается на детей, которым всего-то и нужно – расти здоровыми, развиваться и учиться. Беззаботным их детство, увы, не назовешь.
С тех пор, как Президент Н. Федоров назначил уполномоченного по правам ребенка в Чувашии, прошло четыре месяца. За это время к детскому омбудсмену обратились более 150 человек, были также письма и звонки.
– Большинство детских проблем, как и у взрослых, – в нарушении жилищных прав, – отчитался А. Андреев на встрече с журналистами местных СМИ в конференц-зале редакции «СЧ». – Жалуются обманутые дольщики, чьи чада так или иначе пострадали, семьи с маленькой жилплощадью. Если дети, у которых нет отца и матери, по достижении совершеннолетия благодаря принятому в 2008 году республиканскому закону сейчас в полной мере обеспечиваются квартирами (для сравнения: в 2004-м жилье получили 30 сирот, а в 2009-м – 135), то социальные сироты после выхода из интернатов сталкиваются с кучей проблем, – посетовал Александр Васильевич. – Ребята возвращаются в закрепленное за ними, но уже ветхое жилье, за которым к тому же числится солидный долг. Или, вернувшись, застают тех же родственников-алкоголиков, которым лишние квартиранты ни к чему.
Одним не платят алименты, других не могут поделить родители. В декабре на прием к уполномоченному пришла молодая мама и со слезами на глазах просила помочь вернуть годовалого сына. Оказалось, муж-дагестанец после очередного скандала вышел с ребенком погулять и, ничего не сказав, уехал с малышом на свою родину. Состоялся суд, было вынесено решение, что мальчик должен остаться с мамой. Но лишь после двух месяцев переговоров Александра Андреева с уполномоченным по правам ребенка в Дагестане женщине наконец вернули сына. Много вопросов и по опеке. Есть истории даже более запутанные, чем у Тани и Ильи, разрешить их очень непросто.
– К примеру, мы спасаем детей от отца-изверга, который довел мать до самоубийства, – объяснил тонкости своей работы уполномоченный. – Папашу лишают родительских прав, передают опеку тете, но тот начинает запугивать родственницу, заставляет отказаться от детей. Их везут в детдом, но дети там просто чахнут. Мы помогаем оформить опеку другим родственникам. Но где гарантии, что озлобленный отец снова не придет за своими детьми и они не окажутся в еще худшей ситуации?
Вопросы поступают со всей республики, поэтому теперь в каждом районе и городе будут свои уполномоченные. Как показала практика, все ведомства и субъекты власти быстро реагируют на просьбы детского омбудсмена. Проблемы порой решаются за минуты. Но так и хочется спросить, почему наши многочисленные социальные органы и ведомства нужно заставлять, упрашивать, указывать на ошибки, разве защита детства – не их прямая обязанность?
– Социальная политика в Чувашии по сравнению с другими регионами развита очень хорошо, – возразил А. Андреев. – Но бывают исключения в силу каких-то обстоятельств, вот тут и нужна помощь уполномоченных. Нисколько не хочется умалять и заслуги социальных работников, педагогов и воспитателей детдомов, они выполняют колоссальную работу за мизерную плату. Но систему все-таки нужно менять и по возможности уходить от домов-интернатов.
Наверное, в этом есть смысл. После недавней истории с Ижевским интернатом, где 11 воспитанников по приказу старшего товарища перерезали себе вены, все детские дома республики подвергли тщательной проверке. Пока, по словам Андреева, подобных фактов не выявлено. Но ясно одно – каким бы хорошим ни был детдом или интернат, семью ничто не заменит. На совете по стратегическому развитию Чувашской Республики уполномоченный докладывал, что к 2020 году необходимо если не совсем уйти от детских домов, то хотя бы свести их количество к минимуму. Но куда тогда денутся многочисленные воспитатели, социальные педагоги?
– Нужно активнее развивать институт приемных родителей, – предлагает Андреев. – И в Чувашии уже есть хороший опыт. На базе Чебоксарского детского дома при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хевель» создан центр сопровождения замещающих семей, где открыта школа для приемных мам и пап. Конечно, всем нам важно, чтобы ребенок попал в семью нормальную и нашел общий язык с новыми домочадцами. Ведь не секрет, что некоторые, поиграв в родителей, возвращают ребенка в детдом, тем самым нанося ему очередную травму. Предупредить возвраты, подобрать сироте достойных родителей, которые не преследуют корыстные цели, и входит в задачу центра. Если же мы внедрим этот опыт в каждом районе республики, вот тут и понадобятся опытные специалисты.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.