Для интервью в газете врио Главы Чувашии пришел в гости к журналистам «Советской Чувашии»
Разговоров о погоде для завязки беседы с новым руководителем республики Олегом Николаевым мы и не планировали. За время его работы в должности врио Главы Чувашии только ленивый не заметил, что он ценит время, а значит, говорит немного и всегда по делу. Готовясь к интервью, журналисты «Советской Чувашии» также выяснили, что из этого правила выпадает только одна единственная тема — экономического развития региона. Олег Алексеевич может рассказывать об ожидаемом прорыве Чувашии хоть несколько часов, и этого, как правило, всегда мало. Поэтому первые вопросы были о личном, об эмоциях и жизненных принципах, которыми никогда и ни при каких обстоятельствах наш гость не поступится.
Было бы не честно умолчать и о том, что за последние десять лет это первый визит руководителя Чувашии в редакцию газеты. Поэтому не стоит удивляться тому, что все сотрудники вышли в фойе: от опытнейших обозревателей времен перестройки до юных корреспондентов, которых рано еще пускать в Дом Правительства.
«Пишите правду, — сделал наказ врио Главы. — Только не ту, которая мне нужна, а настоящую правду!» «А нам это и надо!», — подхватили журналисты. После этого короткого диалога все встало на свои места и волнение в редакции улетучилось. Через несколько минут Олег Николаев уже сидел в студии «Советской Чувашии», операторы настраивали камеры и микрофоны… Интервью началось.
— Олег Алексеевич, большое спасибо за то, что откликнулись на нашу просьбу о встрече. Кому вы позвонили первому сразу после назначения временно исполняющим обязанности Главы республики?
— Жене.
— Мы так и предполагали… И что она вам пожелала?
— Я сообщил, что вышел из кабинета Президента страны. Тут надо понимать, что если и пригласили в этот кабинет, то это еще не говорит о назначении — было несколько кандидатур. Президент сказал лишь, что, мол, поможем. Я понял это как большую вероятность назначения. И действительно, буквально через 15-20 минут появился документ. Супруга волновалась, переживала. Впрочем, мы не могли долго это обсуждать, последовала масса других звонков. Мне сразу же надо было решать организационные вопросы, ведь уже на следующий день меня должны были представлять.
— А дети как отреагировали?
— По-разному. Но самая непосредственная реакция была у восьмилетней дочери — она переживала больше из-за того, что теперь у меня меньше станет времени для чтения ей книжек перед сном.
— Действительно, у вас все закрутилось-завертелось, последовала череда разных мероприятий… Вы быстро набрали «высокие обороты». Вам на таких скоростях каково работается? Вы трудоголик?
— Скорее да, чем нет. У нас есть семейная традиция по выходным всей семьей собираться, разговаривать, обсуждать неделю. Я это использовал больше в воспитательных целях. При этом часто говорил, что я — крестьянин. В семье недоумевали: ты же начальник. Приходилось объяснять, что крестьянин — по происхождению и образу жизни. Я родился в деревне, работал в колхозе. У меня даже специальность была — утаптывал сено, чтоб оно в пути с воза не разлеталось.
Отец мой умер, когда мне было семь лет, и воспитывал меня дед. У него была простая истина: крестьянин должен вставать вместе с солнцем и ложиться с ним. Отсюда на всю жизнь у меня выработался такой ритм. Придерживаюсь основного закона философии — движение есть основа существования материи.
— А требовательны ли вы к другим в части трудолюбия? Люди все же разные…
— Скорее всего, требователен. Но тут исхожу из постулата: хороший руководитель — это хороший подчиненный. То есть, чтобы руководить людьми, надо пройти хорошую школу подчиненности, уметь четко выполнять задания, сработаться с коллегами. Касаясь работы «наверху», я часто говорю на оперативных совещаниях: ребята, я не люблю долго заниматься рутинными вещами. Тут простая логика: если человек компетентен в чем-то, то он должен выполнять свою задачу очень хорошо и оперативно. Подавать основательную аналитику проблемы, несколько вариантов ее решения, аргументацию. Такой подход позволяет через некоторое время создать четкую действующую систему.
— Мы подсчитали, что вы успели провести 23 встречи с предпринимателями. При этом замечено, что вы очень легко общаетесь с ними, что называется, на их языке…
— Во-первых, их надо услышать, зафиксировать все их посылы и дальше действовать. Это, впрочем, касается не только предпринимателей — всех других. И вот если они почувствуют, что их услышали, проявляется доверительность. Уходят эмоции и следует деловой разговор. Только доверительность является основой для движения вперед.
— В разных регионах имеются свои льготы для бизнеса. Предполагается ли подобное у нас в рамках реализации программы ускоренного развития республики?
— Какую-то конкретику пока трудно раскрыть. Ряд льгот у нас уже были, они прописаны в законе об инвестиционной деятельности, в бюджетном законодательстве. Но нет предела совершенству. Самый свежий пример — в Минэкономики России рассматривается вопрос о создании зоны опережающего развития в Новочебоксарске с существенными льготами для резидентов. Конечно, хотелось бы, чтобы такие права на льготы существовали и в других моногородах: Алатыре, Мариинском Посаде, Шумерле. Рассчитываем к концу мая разработать соответствующие предложения, обсудить их в течение лета с бизнес-сообществом, чтобы они начали реализовываться уже с 1 января следующего года. Это важно для того, чтобы потенциальные инвесторы увидели для себя хорошие перспективы в Чувашии.
Но самое главное тут не норма закона, а организация взаимодействия всех институтов власти. Вот сейчас муниципалитеты приступили к созданию так называемого образа будущего своих территорий, из этого мы соберем целостный образ всей республики с планами социального развития, инфраструктуры. И, конечно, определим площадки для реализации инвестиционных проектов. Таким образом, любой инвестор, придя в Чувашию, автоматически получит внимание и инструменты для реализации своих проектов.
К столетию Чувашской автономии мы соберем много компетентных людей, которые будут общаться на своих площадках. Что мы получим? Заинтересованные институты и предпринимателей, инвесторов, органы власти (федеральных и региональных уровней). К лету мы все это соберем, как бутон замечательного цветка.
— Анатолий Аксаков — ваш соратник и… Кстати, вы считаете его своим другом?
— Да, конечно!
— Ваш друг и соратник Анатолий Аксаков поделился недавно с «СЧ» своими ожиданиями от года столетия Чувашии. Он хочет, чтобы у республики появилось огромное количество друзей-предпринимателей, экономистов, которые будут здесь не только работать, но и жить, отдыхать. Давайте вспомним ту легендарную фотографию, на которой вы вместе с Анатолием Геннадьевичем (Аксаковым) общаетесь с Николаем Васильевичем Федоровым. Как первый Президент Чувашии, он дал вам какой-либо совет?
— Конечно. Мы встречались буквально недавно на площадке Национальной библиотеки, чтобы обсудить изменения в Конституцию. Совет вспоминается, наверное, из того времени, когда мы с ним вместе работали: я — заместителем министра экономики Чувашии, он — Президентом республики. Я с удовольствием учился у старших. Он говорил, что очень важно делать все, чтобы продвигать интересы республики по всем каналам. Уметь показать и то, что сделано, и то, что собираемся сделать. И сейчас мы с ним говорили о тех же вещах, но уже не в виде советов, а в виде возможных форматов взаимодействия по реализации таких возможностей.
И, я думаю, этих советов будет еще много, так как лично намерен контактировать со всеми представителями Чувашии в различных институтах власти. А Николай Васильевич является, на минуточку, представителем исполнительной власти Чувашской Республики в Совете Федерации. Ну и, конечно, со всеми остальными. Мы периодически встречаемся и с депутатами Госдумы, и с представителями диаспор, которые живут в разных регионах. И здесь задача простая — консолидировать возможности всех, кто как-то связан с Чувашией, в решении задач, которые стоят перед республикой. Здесь, мне кажется, важен каждый человек, любая возможность, которую хоть как-то можно добавить в общую «копилку».
— Действительно, в 2000-е годы бренд республики высоко поднялся.
— Николай Васильевич умел грамотно «выцепить» хорошие инициативы и поддержать их. В то время я работал над реализацией государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. Тогда удалось создать достаточно интересную государственную систему поддержки и развития малого бизнеса, которая была признана на федеральном уровне как наиболее соответствующая реалиям того времени. И очень рад, что в основе объекта «Мой бизнес», который недавно открылся в Чебоксарах, лежит идеология создания бизнес-инкубатора. Мы его начали реализовывать, выиграв впервые грант в конце 2000-х. Это пример того, как молодой замминистра энергично продвигал свои идеи, а руководитель региона поддерживал его. Тогда мы получили небольшие по сегодняшним меркам деньги — чуть больше 3 млн рублей, но в итоге появился тот самый бизнес-инкубатор.
Более того, в 2005 году многие инструменты для поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России были взяты из практики Чувашии. Это и субсидирование процентной ставки, и формирование национальной гарантийной системы, и развитие лизинга — это все было создано и апробировано в малом формате на территории Чувашии. Именно там были заложены такие вещи, как рыночность, простота, удобство. Все это стало возможным благодаря тому, что молодым энергичным людям предоставлялась возможность реализовать свои задумки. Очень важно разбудить в молодых людях это желание творить, двигаться, реализовывать проекты и, конечно, потом их поддержать на пути воплощения идеи в жизнь.
— Поначалу мы планировали узнать, что вас радует сегодня в Чувашии. Но позволим себе фривольность: что из увиденного в республике вас сегодня бесит и раздражает?
— Сложно сказать. Меня даже коллеги на федеральном уровне подкалывали, что я очень многого хочу. И вот когда находишься в таком эмоциональном состоянии по отношению к своей малой родине, трудно что-то не любить. Но я бы отметил две проблемы — отсутствие инициативы и отсутствие кадрового резерва, и без преувеличения — прежде всего среди госслужащих. Очень хочется всколыхнуть желание включиться в процесс изменения ситуации в республике. Мы сразу же объявили конкурсы на развитие лидерских качеств в Чувашии, в том числе и среди молодежи. В ближайшее время будет разработана платформа, утверждены положения и соответственно процесс запустится. Также будут проводиться «Дни карьеры студентов в органах государственной власти». Первые «Дни» пройдут в апреле этого года. Ежегодно в этот месяц — для студентов старших курсов. Все двери органов исполнительной и муниципальной власти будут для них открыты. Студенты могут прийти, посмотреть, потрогать, задать вопросы, ну не знаю, что они еще хотят сделать (улыбается).
— А если посмотрят и скажут: «О нет!»
— Я уверен, что не скажут. Когда мы встречались с молодежными лидерами и с участниками Молодежного правительства, я был восхищен результатами проведенного среди них опроса. На вопрос, что привлекает их в карьере больше всего — деньги или власть, достаточно большая часть молодежи (по-моему, 42 процента) ответила, что привлекает именно возможность себя реализовать. Поэтому будем опираться на ту часть молодежи, которая выбирает самореализацию, а 42 процента — это много.
— Мы изменили даже рубрику в газете — обзоры с еженедельных планерок стали печатать под рубрикой «Поручения врио Главы». Причем не под вас — нам самим легче стало, у нас все встало на места. Вы изменили риторику общения в органах власти, задаете тон общению в органах власти — после каждого вопроса даете поручения. И теперь нам стало легче отслеживать. Это по поводу того, будем ли мы держать министерства в тонусе. Новое правительство — какие ожидания?
— От правительства я жду эффективного выполнения того функционала, который на него возложен. И люди подбирались ровно исходя из этого. Могу честно сказать — не многие, может быть, но некоторые министры, когда я с ними проводил собеседование, прямо категорически говорили, что у них мало опыта работы в госорганах и скорее всего у них не получится. На что я им говорил — оставайтесь, ребята, вот такими. Как только вы будете говорить: «Я уже опытный, я все знаю», — все, начнется закат. Вот оставайтесь такими же внутренне, что вы еще не все знаете… Ровно этого и ожидаю от каждого — что у них будет постоянное желание изменяться в соответствии с изменением внешней среды.
Сейчас очень много говорится о том, что мы переходим в новый технологический уклад, переживаем цифровую трансформацию. Некоторые вещи раньше менялись десятилетиями, а сейчас они иногда меняются за неделю. То есть скорость изменений огромная. И я жду, что правительство, отдельные члены правительства будут чувствовать этот пульс и ритм изменений и будут оперативно менять свою работу, чтобы достигать максимально тех целей, которые стоят перед нами. Все просто.
— Впереди празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Запланировано много мероприятий. Как и в прошлые годы в республике пройдет акция «Бессмертный полк». С чьим портретом вы встанете в ряды этого полка?
— Я уже много лет хожу в колонне «Бессмертного полка» с фотографией деда. Мои дети тоже несут портреты прадедов или старших родственников. По линии матери у меня воевал дед, и именно с его фотографией я встаю в колонну полка. А вот по линии отца дед не участвовал в войне в силу своих физических данных, его просто не брали, из-за чего он всегда сильно переживал. При этом он максимально трудился в тылу и делал все, чтобы приблизить День Победы. Участвовал в работах на Сурском рубеже, несмотря на то, что его туда не пропускали. Поэтому деду приходилось скрывать, что у него одна нога короче другой. Понятно, у него было огромное внутреннее желание внести свой вклад.
Два его брата воевали и, к сожалению, не вернулись с войны. Ну а дед по линии матери вернулся, жил, я с ним много общался. До конца жизни дед был очень активным, даже когда ему было за 80 лет, вставал утром, надевал свои кирзовые сапоги, а носил он только их, и проходил 10 тысяч шагов, и так каждый день.
Ну а если говорить о праздновании юбилея Победы, то конечно, мероприятий запланировано много. Очевидно, это будет перетекание из одного праздника в другой — в празднование 100-летия Чувашской автономии, о чем мы уже говорили выше. Планируем интересные мероприятия, которые будут в чем-то новыми, интерактивными, часто с современными подходами. Кстати, один из них «Улицы героев» сегодня уже реализуется в школах Чебоксар. Этот проект был хорошо воспринят и поддержан в республике, о нем положительно отзываются и в Администрации Президента России. Более того, он вышел уже за пределы Чувашии, у нас попросили разрешение, хотя мы проект и не патентовали, использовать этот формат для реализации в других регионах. Я очень этому рад.
— Как вам помогают социальные сети?
— Смотрите, мне пишут очень много. Вот буквально сегодня написал один из жителей Чебоксар. Он инвалид, ездит на коляске. Жалуется, что во дворе не может проехать на своей коляске. Указывает фамилию, адрес. Я тут же перекидываю сообщение Ладыкову, прошу Алексея Олеговича обратить внимание и отреагировать. Через час обратившийся ко мне пишет: «Спасибо большое, ко мне пришел человек из администрации города, все в порядке». И такой информации очень много. Помните, была проблема с питанием в Мариинско-Посадской школе. Потом мне глава района позвонил по этому поводу, и я попросил его, чтобы директора школы, если там нет криминала, не наказывали. Для чего это нужно? Для того, чтобы получать объективную информацию.
— Чем успешнее политик, тем больше у него оппонентов. Смогли бы вы переубедить своих оппонентов, перетянуть их на свою сторону, если это нужно, конечно. И еще. Что для вас означает фраза: переступить через себя? И какими жизненными принципами вы бы никогда не поступились?
— Переступить через себя — для меня это означает поставить общественное выше личного. В первую очередь, когда человек занимает некий ответственный пост. И решает через свои функциональные обязанности общественные задачи. Мне кажется, этот момент очень важен. Каждый раз переступать через себя, когда есть и национальные вопросы. В некоторой степени это касается и вопроса об оппонентах. Переходя к оппонентам, я бы применил чуть-чуть другую фразу: «Время все расставит по своим местам». Очень важно делать свое дело. И не тратить силы, чтобы переубеждать человека. На это очень много сил уходит: на борьбу. У нас у всех есть определенный потенциал. Это можно выразить так: у нас много желаний, а возможностей намного меньше, их для воплощения всех желаний не хватает. И очевидно, когда перед тобой стоят масштабные, серьезные задачи, сама реализация которых доказывает абсурдность моментов оппонирования, зачем тратить время, чтобы доказывать очевидное? Проще потратить силы на реализацию, и тот, кто оппонировал, сам убедится, что был неправ. В общем-то сейчас так и происходит.
Вы меня назвали успешным политиком, но я себя политиком не считаю. Я больше духом предприниматель, администратор. И всегда придерживался и придерживаюсь того, что если ты взялся за какое-то дело, ты его должен сделать так, чтобы как минимум результат приносил тебе личное удовлетворение. Чтобы это было красиво, хорошо, чтобы это было полезно не только для тебя лично, но и для многих людей, если это было для них предназначено. И такой подход, как правило, приносит результат. И позволяет не тратить силы, чтобы доказывать кому-то очевидные вещи.
— В этом есть что-то от восточной философии, даже японской.
— Возможно… Но я — чуваш!
— Спасибо за такое эмоциональное интервью!
— Спасибо за приглашение.
Беседовал Владимир Васильев
Фото Олега Мальцева