По изучению и изготовлению народных инструментов от других народов — башкир, хакасов, марийцев — мы отстали примерно на полвека. Потому что в конце прошлого столетия на уровне республики не оказалось солидного организатора этого сложного и нужного дела.
Вся работа шла самотеком за счет энтузиастов, переживающих за культуру народа. Сейчас тоже не видно серьезного подхода к этому вопросу. Правда, отдельные попытки поправить ситуацию имеются. Но они больше напоминают кавалерийские атаки. И хорошо, если этот тип культуры еще дойдет до деревни, а не останется лишь в Чебоксарах.
Использовать народные инструменты сейчас пытаются в театрализованной программе «Голос предков», на которую выделен грант Президента. Для этой цели музыкальные инструменты делают далеко от Чувашии.
Но если наша республика в состоянии покупать инструменты вдалеке, значит, имеются деньги и на реконструкцию тех, что есть у нас. И, может быть, не стоит создавать видимость национального музыкального прорыва за счет чужих инструментов. Ведь требуется не показная, не кратковременная работа, а постоянная модернизация чувашских народных музыкальных инструментов. Как говорится, лучше дать удочку, а не рыбу. Чтобы в Чувашии работали собственные мозги талантливых мастеров.
Просто нужно научиться поддерживать мастеров, создающих эти инструменты. А это сложная, кропотливая работа. Гораздо сложнее, чем изготовление какого-нибудь ковша или куклы. Например, для того чтобы сделать струнный национальный инструмент, нужно иметь около ста различных приспособлений. А материалам для него требуется несколько лет выдержки. Порой и на изготовление уходит целый год, а то и больше. Если не соблюдать эти веками принятые правила, не чувствовать состояние древесины, то инструмент через короткое время просто выйдет из строя.
Одним словом, к делу надо подходить серьезно, изучая и исследуя.
В. ЧЕРНОВ.
Чебоксары.