Отшельник рисует город

Особые стога метали Пентельковы в рязанском селе. Не ароматное сено укладывали охапку за охапкой, а не менее душистые стружки. Потом ими всю зиму топили избу, раздавали на растопку соседям. Отец Бориса Григорьевича был известным в округе бондарем. Дни напролет он строгал дощечки для очередной бочки или кадушки. Приговаривал: осина – для соления капусты, дуб – с огурцами дружит. Говорят, добротный товар до сей поры служит людям. Не случайно в красном углу дома сына портрет сельского умельца в окружении стамесок, рубанков, тесаков и иных приспособлений…
Иное ремесло выбрал Пентельков-младший. Выйдя на пенсию, бывший нефтяник и «покоритель Севера» ткнул пальцем в карту и «попал» в Мариинский Посад. Купил дом недалеко от автостанции. Живет теперь здесь и пишет картины. Многие работы дарит, иные, самые любимые, одалживает на время. Тем более в доме уже и голых стен не осталось. Например, в доме культуры в коридоре временно прописался чудный проект под условным названием «Времена года». Четыре картины тихого уголка Мариинского Посада, нарисованные с одной точки. Те же самые дома, деревья, ручей, но в весеннем, летнем, осеннем и зимнем наряде. Экскурсовод краеведческого музея приводит сюда ребятишек из детского сада. Ведь это им так интересно. Любопытно и взрослым узнать, как автору удалось добиться такого точного воспроизведения меняющейся натуры.
Секрет художник не утаил. Оказывается, когда рисовал, то специально нитки натягивал, чтобы не ошибиться в деталях. Оказывается, его часто спрашивают о творческой кухне. Он не обижается, все-таки не профессионал, а закоренелый любитель. В тон отвечает: «Хотят знать, я рисую на местности или по памяти. Чего скрывать. Композицию я могу взять и с фотографии. Но световое решение, естественно, меняю. Обратили внимание на «Времена года»? Там в каждой картине свое время суток. Весне соответствует утро, пробуждение, лету – полдень, осени – сумерки, зиме – поздний вечер. Чувствуете настроение? И мне радостно».
Когда-то Борис Григорьевич был отличным охотником, заметьте – профессионалом. С записью в трудовой книжке. Вспоминает, где набирался опыта: «На лыжах идешь, лютый холод. Горизонт чист, такая бездонная даль. И ты прешь по снежной целине величаво и мощно, как ледокол». Оказывается, в зверозаготхозе и пушниной промышляли, и рыбалкой занимались, травы и ягоды собирали. По его рассказам, там на вертолете слетать за клюквой, все равно что на автобусе прокатиться за город. За «левые» полеты раньше не брали больших денег. Договоришься с вертолетчиком, он тебя за шкурку-другую запросто забросит в тайгу. Семь долгих лет Пентельков провел на зимовье. В одиночку коротал время четыре года, а потом охотился с напарником. Уверяет, что нисколько не скучал, наоборот, «на всю жизнь набрался ощущения свободы и пространства. Все вокруг твое, и ты в нем неслучайный человек. Понимаю, что это значит – слиться с природой. Это приемлемо ко мне – отшельнику того периода». Впрочем, по свету его помотало, точнее, он сам наматывал километры судьбы по просторам России. И водителем был, и художником-оформителем, на комсомольской работе, и, как уже сказано, передовым охотником в артели. К рыбалке прикипел. С утра бежит ставить снасти на налима в присмотренные и прикормленные места в устье Сундырки. В свои 65 лет в одиночку накручивает круги вокруг заросшей камышом низины в двух шагах от центра города. Недоумевает, почему городская власть не хочет благоустроить этот «мусорный рай»? Проложи пешеходную тропинку, сразу столько горожан перетянешь в стан здорового образа жизни.
И еще художник помешан на марпосадских пейзажах. Наверное, уже каждый закоулок срисовал, а ему все мало. Вот дачи, овражки, купеческие дома. Не забывает родную сторонку, Рязанщину, на одном из полотен – действующий величественный Черниговский монастырь. Собирается выставлять «персоналку» в Новочебоксарске. «За званиями я не гонюсь, слава мне не нужна. Я все больше для души. Здоровье позволяет, значит, я работаю». Оказывается, его увлечения на кусок с маслом хватает. Дом купил, продав выставку богатым нефтяникам. Хотя на хоромы не хватило. Все семь лет покупку приводит в божеский вид. Недоумевали соседи, почему он позарился на покосившийся дом? В нем бондарная мастерская якобы располагалась. Какая-никакая, а память об умельце-отце из далекого детства, пропахшего стружкой.
Сын Бориса Григорьевича Дима окончил школу с золотой медалью и уехал покорять столицу. В Московский институт электронной техники в позапрошлом году вместе с ним сразу пятеро мальчишек из Мариинского Посада поступили. Учится на компьютерного программиста. К рисованию совершенно равнодушен. Хотя к увлечению отца относится с большим уважением. Даже как-то поинтересовался, легко ли делать копии. «У меня не получается повторение, – признался художник. – В каждую работу обычно что-то свое вносишь. Как-то смотрел, как работает известная художница из Китая. Она сразу расставляет шесть этюдников и одним цветом краски проходится по всем картинам. Потом другим цветом проделывает такую же процедуру. Написала шесть копий и довольна. Как на конвейере, штампует свои работы».
Кстати, по-разному становятся настоящими художниками. Пентельков, например, для тренировки, чтобы набить руку, расписывал стены в административных зданиях и школах на севере Томской области, в Стрежевом – «спальном» городе нефтяников, обслуживающих вахтовым методом буровые в радиусе 400 км. А до того юнцом бегал в кружок рисования в Доме пионеров, выпускал стенгазеты и боевые листки на ударной комсомольской стройке. Оттачивал глазомер при охоте на пушного зверя. Выступал в художественной самодеятельности и народном театре. Рецепт проверенный: хочешь стать художником – надо погоняться в жизни «за туманом и за запахом тайги».
Картины ему приходится и продавать. Часто заказывают пейзажи на деревенскую тему – с петухами во дворе, зеленой лужайкой, резными наличниками, березкой у калитки. «Просят, чтобы щемило сердце, напоминало родную сторонку. Как их не понять. Когда с севера переезжал, я так не хотел в большой город. Пусть он будет где-то рядом, а дом для жизни надо выбирать поближе к земле и к реке. Я полюбил Волгу. И не жалею».

Опубликовано: 23 января 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.