Чувашии подарили любовь, ангела и апостола

Завершился Чебоксарский международный симпозиум скульпторов

28 сентября стал днем рождения парка скульптур, который мастера из шести стран преподнесли в дар Чебоксарам. В столице Чувашии в этот день закрывался I Чебоксарский международный симпозиум монументальной и парковой скульптуры по камню «Искусство за мир», что проводился благодаря поддержке Фонда президентских грантов.

Организатор проекта, заслуженный художник России и народный художник Чувашии Владимир Нагорнов, смело может записывать в свой актив удачно проведенный форум, в результате которого в Чувашии остаются 11 произведений из мрамора. Как и Союз художников Чувашии, где написали и выиграли этот солидный грант почти в 4 млн рублей. Сейчас скульптуры можно увидеть в парке санатория «Жемчужина Чувашии», где жили и работали художники. А впоследствии они должны появиться в новом микрорайоне, который возводит строительная фирма, помогавшая проекту.

Белый мрамор — нечастый гость в нашем городе, и поэтому произведения из него смотрятся сказочно на фоне золотой осени не только благодаря мастерству известных скульпторов. Ваятели же приехали сразу из пяти стран, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Осетии — Алании.

Референт по скульптуре и графике Союза художников России Анна Гусева, приехавшая на открытие парка, оценила организацию симпозиума на «хорошо». А из больших плюсов в первую очередь назвала площадку для работы, которая находилась рядом с местом проживания гостей, что удается организовать не всем авторам симпозиумов. А между тем, это независимость от транспорта и коллег, возможность работать в любое время. То есть для авторов были созданы все условия для плодотворной работы. А сравнивать москвичам есть с чем.

Радостно сознавать, что Чувашия на столь выгодных условиях (цена проекта, результатом которого стали 11 скульптур, практически равна цене одной из них, соберись кто-то заказывать ее самостоятельно) получает в распоряжение целый парк произведений из мрамора. А что получают сами художники?

— Как правило, бывает небольшая дотация за работу, — объясняет помощник председателя СХ России и референт по скульптуре, — но художники едут не за этим. Как место для заработка симпозиум не рассматривается. Тут важны обмен опытом и международное общение для возможных совместных проектов.

Причем такая площадка — это место работы для настоящих профи. Неопытным здесь просто нечего делать: обработать за месяц (и даже меньше) такой камень как мрамор не имеющий опыта человек не сможет даже физически. А перспектив у подобных симпозиумов масса. Можно менять тематику (например, скульптура для детского парка), устраивать предварительный выбор эскизов, выбрать иной материал (к примеру, дерево дешевле мрамора), подобрать конкретное место, куда город хочет поставить скульптуры. Суммы на симпозиумы скульпторов, конечно, идут серьезные, но и результат значительно превышает ожидания, нежели даже живописный пленэр.

Закрывая симпозиум и открывая парк скульптур, Владимир Нагорнов сказал, что очень жаль расставаться с такой чудесной командой мастеров. К слову, скульпторы в Чувашии не только трудились от темна до темна над своими произведениями. Непростительно было бы не воспользоваться возможностью общения с опытными профессионалами. Поэтому СХ Чувашии организовал их мастер-классы, лекции и встречи с арт-студентами. Гости встретились с собратьями по искусству в Марий Эл и Татарстане.

Тема же «Искусство за мир» настолько необозрима, что несмотря на местами похожие названия произведений, художники творили совершенно по-разному, создавая собственный мир.

Самый старший и опытный, прошедший десятки симпозиумов в различных точках мира, колумбиец Карлос Энрике Родригез Аранго создал, например, самый лаконичный символ на заданную тему. Беломраморное яйцо, расколотое надвое, тем не менее символизирует, по его словам, надежду. Скульптура так и называется — «Надежда на мир». Гость из Колумбии выражает тревогу многих людей — в мире сегодня остро не хватает самого мира.

КСТАТИ
Москвич Степан Сагайко представил на открытии парка своего ангела. Рассказал, что ангелов по миру у него уже много. А ангел — это тот, кто следует за нами, оберегает и направляет. «Хотелось бы, чтобы ваша земля тоже имела своего ангела, который бы вас оберегал, давал надежду. И был вашим путеводителем в славных делах», — сказал он.
Мастер из Осетии — Алании Олег Цхурбаев и вовсе подарил Чебоксарам апостола — «Апостола Андрея», прижавшего рыбу к груди.

Основатель Международного альянса скульптурных симпозиумов (ISSA), скульптор, телеведущий и вообще довольно известная медиаперсона в Китае Лю Янг в своих «Братьях» не без юмора показал объятия двух человек с квадратными, словно телевизоры или компьютеры, головами. Правда, объясняя форму головы, он пояснил, что квадрат означает простое мышление. Наш земляк Алексей Дмитриев, напротив, при работе над «Днем рождения королевы» обратился к самым истокам монументального искусства. «Я впервые делаю такую большую скульптуру, — признался молодой скульптор. — Здесь скорее рассуждение о пластике, а женская тема в мировом искусстве одна из главных. И это моя интерпретация женского тела. Женщина изображена в тот момент, когда она просыпается, рождается, по сути. Такой вот мотив «Рождения Венеры».

Очень гармонично в осеннем парке смотрелась работа «Музыка любви» Фахраддина Рзаева из Азербайджана. Приникшие, словно перетекающие друг в друга, мужчина и женщина, держащие в руках крохотную лиру. Мир — это любовь, утверждает автор. И, конечно, лирой в данном случае может быть и искусство, и дитя, и сами человеческие отношения. По-иному к теме любви подошел Андрей Балашов, изобразивший буквально, как говорил поэт: «сплетенье рук, сплетенье ног», но ведь и «душ сплетенье». Он назвал работу «Zusammenflussen», что буквально означает «Место соединения» и объясняет, что «когда люди занимаются любовью, они не думают о войне».

Мартин Кухарж из Чехии тоже создал свою женщину, как из ребра Адама. Она и тепла, и холодна, добра и строга, а плавные линии прекрасного тела незаметно переходят в острые углы и лакуны незнакомого существа. Тема любви вообще была во многом превалирующей. Дмитрий Смирнов из Перми создал «Струны любви». А выросла работа, оказывается, из недавних определений физиков-ядерщиков, что наша Вселенная — это струны. И вот теперь и художники пытаются развить неизведанную ранее тему. Первым об этом сделал работу в граните один из японских скульпторов. А теперь формулу решил в мраморе и Дмитрий Смирнов. Шесть направлений — струны направлены во все стороны, будь это воздух, сосуд, клетка крови или корни дерева.

Хуан Луис Дорр Булнес из Чили также известен в своей стране не только как скульптор, но и как исполнитель чилийских песен. Дома у него еще и ранчо, где он держит прекрасных лошадей. Конечно, его скульптура — это «Самая первая в мире лошадь», символическая голова, будто еще не собранная создателем до окончательного варианта. Эту скульптуру присутствующие на открытии парка зодчие назвали самой архитектурной скульптурой коллекции.

А самой музыкальной, видимо, надо назвать «Орфея» петербуржца Бориса Сергеева. Этот Орфей — чистая музыка, он еще не спустился в ад за Эвридикой, а занят исключительно сочинением прекрасных мелодий.

…Итак, до свидания, симпозиум скульптуры, и с нетерпением ждем следующего! Очень хочется, чтобы такие встречи и столь высокие результаты работы получились и в будущем. А город сумел бы распорядиться таким богатством достойно.

Фото Халиля Гайнутдинова: По оценке специалистов, Чебоксарский международный симпозиум прошел на мировом профессиональном уровне, его уже включили в Международный реестр скульптурных симпозиумов.

Опубликовано: 2 октября 2018 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.