Памяти Айдара Хисамутдинова. Художник. Философ. Танцор.

Коллектив Чувашского государственного театра оперы и балета глубоко скорбит в связи с безвременной кончиной народного артиста Чувашии, ведущего солиста балетной труппы театра Айдара Хисамутдинова. Его самоотверженность, высота профессионального полета и огромное неравнодушие к хореографическому искусству республики навсегда останутся в памяти коллег и зрителей. Выражаем искренние соболезнования родным и близким.

Художник. Философ. Танцор.

Что есть Артист? Зачем он приходит на нашу землю, и какова его миссия?.. Наверное, подобные размышления охватывают каждого, кому удается быть свидетелем творческих триумфов Айдара Хисамутдинова. И неважно, кто он в этот вечер — солнечный Сардиван («Сарпиге») или беззаботный Труффальдино («Труффальдино. Слуга двух господ»), эксцентричная фея Карабос («Спящая красавица») или темпераментный Меркуцио («Ромео и Джульетта»).
Исполнительский путь народного артиста Чувашии Айдара Хисамутдинова можно назвать поистине звездным. Сначала учеба в Казанском хореографическом училище у великолепного педагога, народной артистки Республики Татарстан Валентины Прокоповой, затем — более пятнадцати лет в труппе Чувашского театра оперы и балета, где ему посчастливилось станцевать практически все ведущие партии мирового репертуара. Среди них Зигфрид и Ротбарт («Лебединое озеро»), Дезире («Спящая красавица») и Принц («Золушка»), Альберт («Жизель») и Солор («Баядерка»), Эспада («Дон Кихот») и Иван («Конек-Горбунок»), Хозе и Тореро («Кармен-сюита»).
А каков его Шахрияр в балете «Тысяча и одна ночь»!.. Вырастая непреступной скалой, он вмиг овладевает сценическим пространством. Статный, волевой, словно слитый из бронзы и меди, с широким шагом и благородным, царственным жестом, герой возникает воплощением силы и непоколебимости. Но, в то же время, сколько неги и чувственности, окутывающей мягким саваном его величавую фигуру… Эта партия принесла солисту победу на III Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» в Самаре в номинации «Лучшая мужская роль в музыкальном спектакле».
Айдар Хисамутдинов всегда больше, чем танцор. Один из его творческих ликов — лик хореографа. Достаточно прожить хотя бы одну из авторских миниатюр творца, чтобы понять: на пустынной сцене, плавящейся в раскаленных световых жаровнях, большой Художник. Философ. Создатель, в сердце которого теснятся миллионы характеров, историй, вопросов, на многие из которых нет ответов, но тем интереснее. Тем больше простора для мыслей, эмоций, чувств, тем шире размах крыльев.
Попытка ответить на некоторые из них — творческий вечер артиста 6 октября 2016 года. «По острым иглам яркого огня»… Название, как всегда, поэтично и завораживающе. Артисты и симфонический оркестр театра оказались участниками настоящей мистерии, захлестывающей разнообразием жанров и стилей, красок и настроений.
«Ты слышишь… я больна», «Абсент», «И песнь моя несется в пустую ночь, где больше нет тебя», «Иные. Право на любовь»… Его хореографические эссе всегда о чем-то трепетном, наболевшем, на разрыв аорты. В них много вдумчивости, самоанализа и, вместе с тем, искрометной, вулканической фантазийности. А если радость, то приглушенная, на полушепоте, как результат напряженных исканий и духовных мытарств, распускаясь бутоном светлого облака в грозовом небе…

Мария Митина
Театральная газета
«Антракт» № 1, 2016 г.

Опубликовано: 10 апреля 2018 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.