От сюиты до соло на пишущей машинке

Свое 85-летие симфонический оркестр Чувашского государственного театра оперы и балета начал отмечать еще в начале года.
Зимой это была основательная программа памяти Захара Шапиро, с произведениями Равеля и Гершвина, с симфонической сюитой Фертельмейстера «Реб Тевье». Затем оркестр демонстрировал наработанное умение на фестивале чувашской музыки, интересно прозвучал гала-концерт опусов современных чувашских композиторов. Завершающий юбилейный концерт оказался игрив, как летний вечер в городском парке.
История симфонического оркестра Чувашии, начавшего свою жизнь концертными рабочими буднями 17 мая 1932 года без помпы и громких афиш, была представлена в этот октябрьский вечер ретроспективной фотовыставкой в фойе и специально сделанным фильмом о большом пути первого профессионального музыкального коллектива республики.
Замечательно, что практически всем работающим сейчас в оркестре музыкантам были вручены Благодарность Главы Чувашии или различные грамоты, начиная от республиканского Минкультуры до организаций профсоюзов. Еще лучше, что свою толику почетных наград и аплодисментов получили ветераны оркестра. Жаль, правда, что на апофеоз круглой даты мы не увидели на сцене никого из работавших ранее с коллективом дирижеров. Балетной труппе на свой юбилей удалось сотворить это чудо, пригласив бывших солистов балета со всей страны и даже из других стран, где они теперь живут. Да что там из других городов и стран! Даже главного дирижера оркестра Ольгу Нестерову не увидели мы на этом вечере, решенном в ключе то светлого минора, то сверкания безудержного музыкального веселья.
Нынешний художественный руководитель театра Сергей Кисс решил театрализовать концертное действо силами самих музыкантов по примеру многих коллективов, освоивших в свою очередь опыт общения с публикой и подвижность инструментальных мизансцен Венского филармонического оркестра. Львиную долю программы составила популярная зажигательная классика (Штраус, Цфасман, Веласкес, Уэббер), в ход пошли реквизиты в виде шляп и перьев, на авансцену вышли музыканты, обычно сидящие «в уголку».
Из музыкальных архивов были извлечены произведения, специально созданные для соло барабана, квартета тромбонистов и даже пишущей машинки, чтобы показать, как говорится, все грани и тайны. Не сказать, что в нашем театре этого не делалось и раньше, но в этом концерте постановщики явили концентрат. И если практиковать такое чаще, наверное, со временем может выработаться необходимая для подобного действа виртуозность — то есть соединение музыкального мастерства с отточенностью жеста и сценической свободой.
Единственной отсылкой к истории было исполнение «Сарнай и палнай» Федора Павлова, первого симфонического произведения в чувашской музыке. Хотя сколько всего первого было в истории оркестра! Сигизмунд Габер, учившийся в Варшаве, Берлине, Москве и приглашенный Степаном Максимовым в начале 30-х годов прошлого столетия для создания оркестра, объединил в нем людей самых разных национальностей и самых разных возрастов, от студентов до убеленных сединами музыкантов-преподавателей (позднее в оркестре играли музыканты из Москвы и Ленинграда, по сути находящиеся здесь в ссылке). Они сразу начали давать концерты, ездить на гастроли. 85 лет назад все они впервые показали Чебоксарам, что такое симфоническая музыка. И это была увертюра Бетховена «Эгмонт», концерт для скрипки Паганини… Своей музыкой они не столько развлекали, сколько просвещали и давали почувствовать людям, какая в мире существует гармония, многомерность, бездна. Чудесно было бы оживить эти страницы на сцене! Может быть, к 90-летию?

Фото Театра оперы и балета: Сергей Кисс стал руководителем театра в этом году и успел поставить в качестве дирижера «Жизель» и концерт-ревю «Оперетта-гала».

Опубликовано: 26 октября 2017 г.


Читайте также:

2 Ответы

  1. Ох, не вызывает никакого доверия этот дирижер…

  2. В театре очень хотели развлечь. И многим понравилось до восторга. Но выглядело и вправду опереточно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.