Этот дом, возвышающийся над Чебоксарским заливом, неизменно притягивает к себе взгляды прохожих. Он есть на многих панорамных фотографиях города, но редкий художник берется его писать – просто нет такой точки, с которой особняк был бы виден весь. Студентка Чебоксарского художественного училища Анна Мокрова рискнула сделать дом купца Кадомцева героем сразу двух своих картин. Говорит, это здание приглянулось ей своеобразной архитектурой, оно похоже на терем. Анна рассматривала его с разных сторон, но в итоге самой удачной точкой, откуда дом смотрится выигрышнее всего, посчитала Дорогу к храму.
САМЫЙ МОЛОДОЙ ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ
Этому дому еще нет и 20 лет, тем не менее он считается памятником культуры федерального значения. В 1998 году его воссоздали по обмерам другого здания, к сожалению, уже навсегда утраченного. Это копия особняка, точнее сказать – палат, которые в начале 18 века построил чебоксарский купец Козьма Кадомцев.
Историю купеческих родов по церковным метрическим книгам собирает историк Юрий Гусаров. Он сумел выяснить, что в начале 18 века в Чебоксарах жили три брата Кадомцевых, причем двое из них носили имя Козьма и различались только прозвищами: Большой и Меньшой. Эти палаты построил Козьма Большой.
«Дом впервые упоминается, точнее, зарисован на плане Чебоксар 1765–1768 годов, – рассказывает Юрий Гусаров. – В то время в Чебоксары было прислано распоряжение составить план города и нанести на него все объекты. Этим занимался лейтенант морской инвалидной команды – была такая в Чебоксарах – Степан Фролов. На плане дом Кадомцева находится на левом берегу реки Кайбулки недалеко от Воскресенской церкви».
Место, где стоял старый дом, сейчас под водой залива. В чебоксарских архивах сохранился еще один план города – после страшного пожара 1773 года. И палаты Кадомцева на этом плане тоже есть – испытание огнем каменное здание пережило, лишившись крыши, а вот вода оказалась для него губительной. В 1979 году при строительстве Чебоксарского водохранилища дом пришлось разобрать. Тогда в Чувашии решили, что смогут воссоздать памятники архитектуры на новом месте.
«Сначала хотели перенести восемь объектов, потом число уменьшили, – рассказывает Николай Муратов, директор Госцентра по охране культурного наследия Чувашии. – В итоге осталось пять зданий: дом Зелейщикова, дом Козьмы Кадомцева, Соляная контора, так называемый дом 6а по улице Калинина и Крестовоздвиженская церковь. Потом снова произошла корректировка проекта, и оказалось только три объекта. Но в итоге восстановить удалось два».
НАЧАЛО ЭПОХИ КАМЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Вышло так, что в нынешних Чебоксарах сохранились лишь немногие из гражданских строений 18 века. Хотя именно на эту эпоху пришлось начало строительства каменных зданий. «Город резко раздвинул свои границы – увеличился в шесть раз, – поясняет Николай Муратов. – Произошли значительные изменения в структуре городской застройки. Центр сместился с Западного косогора вниз, в посадскую часть».
«В 1785 году было 12 каменных домов, включая административные здания, то есть очень небольшое количество. И преимущественно эти дома располагались на территории, где сегодня залив», – добавляет Светлана Селиванова, доцент кафедры документоведения ЧГУ, соавтор книги «Чебоксары: очерки истории города XVIII века».
Именно в 18 веке в Чебоксарах появились первые кирпичные заводы. Два года назад под Калининским мостом, там, где раньше текла речка Кайбулка, обнаружили печь для обжига кирпича. Археологи говорят, что дом купца Кадомцева был построен из местных материалов и, возможно, кирпич для него обжигался как раз в этой печи. В 1979 году тогда еще научный сотрудник Чувашского национального музея Александр Соколов по поручению Ленгипрогора обследовал дом и сделал его подробный план для переноса здания на новое, более высокое, место. Сильнее всего археолога впечатлил старинный кирпич. Рассказывает, отвез несколько образцов в лабораторию при ЧЗСМ: «Их проверили на сжатие. Прошло 300 лет, представляете, сколько влаги они впитали, сколько жарились на солнце, а до сих пор держат марку! Кирпич в ту эпоху был шикарный! По нему стукни, и он звенит».
Понятно, что строить из кирпича в 18 веке было очень дорого, да и не было еще такой традиции. Даже богатые люди чаще использовали древесину. Как говорят историки, вплоть до конца 19 века Чебоксары оставались деревянным городом. «Горожане предпочитали строить из сосны, а сосна – дешевый и доступный материал в отличие от кирпича, – объясняет Светлана Селиванова. – Одноэтажный дом размером 10 на 10 метров и высотой в три метра обходился примерно в 30 рублей, а вот аналогичный каменный – в три раза дороже. Традиционно в этом районе строили из дерева, и горожане считали, что в деревянном доме дышится легче и воздух чище. Кроме того, отапливать каменные здания было сложнее».
Из-за плотной деревянной застройки город часто горел. На 18 век пришлось четыре крупных пожара. Самым трагичным стал последний день апреля 1773 года. Огонь тогда практически уничтожил Чебоксары. Сгорели 29 церковных престолов, 717 жилых домов, 14 кожевенных, салотопенных и колокольных заводов. Вспыхнули даже суда, стоявшие у деревянной пристани. Но каменные дома сохранились. «Известно, что у купца Козьмы Федосеевича Большого Кадомцева было два амбара и торговая лавка. Он владел кожевенными и салотопенными заводами, свою продукцию поставлял к Санкт-Петербургскому порту и вывозил за границу, – добавляет штрихи к портрету купца Юрий Гусаров. – О размерах богатства можно судить хотя бы по такому факту: во время другого пожара – 1758 года – на заводах Кадомцева сгорело оборудования и сырья на тысячу рублей. Огромные по тем временам деньги».
СЕКРЕТЫ И НАХОДКИ СТАРОГО ДОМА
Стиль, в котором Козьма Кадомцев построил свой особняк, теперь называют ранним русским барокко. А в ту эпоху такие сооружения именовали палатами или домами на выходах. Первый этаж у них был хозяйственный. Он делился на 2–3 кладовые комнаты, и каждая имела свой выход в сторону главного фасада. Вот отсюда и дом на выходах. Особенность чебоксарских домов-палат еще и в том, что наверху была маленькая деревянная светелка, то есть мансардный этаж.
Когда этот дом еще стоял на прежнем месте – улице Калинина, чебоксарцы думали, что он одноэтажный. Но Александр Соколов и группа студентов-историков из пединститута, которую известный ученый Василий Каховский дал ему в помощь, доказали – это действительно дом на выходах, просто первый этаж за два века успел врасти в землю. Археологи откопали его и обнаружили подвал и двор, мощенный кирпичом. Были и интересные находки – множество керамических трубок для курения табака. Первый этаж со вторым был соединен небольшой шахтой лифта – видимо, для подачи блюд на стол.
Перед строителями тогда встал вопрос: как разобрать каменный дом так, чтобы потом его можно было восстановить? Вариантов было предложено немало, но самым дешевым оказался отбойный молоток. Стены были разбиты на блоки, которые сложили на улице Сеспеля. «Когда в начале 90-х годов попытались использовать старые материалы, выяснилось, что они превратились в труху. Они не были законсервированы, крыши над ними никакой не было, и когда приподняли один из блоков, он просто рассыпался», – вспоминает Николай Муратов.
В середине 90-х годов удалось восстановить, а по сути построить заново, только два здания. На Соляную контору пришли федеральные деньги, а дом Кадомцева взялся возводить чебоксарский предприниматель Евгений Вилков. По его просьбе архитектор сохранил только внешний облик, а вот историческая планировка была сильно искажена.
«Так как здание восстанавливалось только за счет средств инвестора, он прямо заявил: внутри как мне надо, так и сделаю, – поясняет Муратов. – В итоге мы согласились, потому что ни рубля бюджетного не было вложено».
Сейчас у особняка новый владелец, и первое, что он сделал, выкупив здание, – начал реконструкцию. Дом был построен в 1998 году, но уже требовал ремонта: от усиления гидроизоляции фундамента до полной замены кровли.
…Анне Мокровой, как художнику, было важно передать все нюансы освещения: как солнце подсвечивает эту крышу, куда ложатся тени. «Преподаватели ставят нам задачу – показать состояние, чтобы легко угадывалось, какая погода, какое время суток, – рассказывает студентка, – и вот здесь все получилось. Я очень люблю золотую осень, а в окружении деревьев с разноцветной листвой этот и без того красивый дом выглядит еще интереснее и торжественнее».
P.S. Программу «Чебоксарские адреса», посвященную дому купца Кадомцева, смотрите 7 ноября в 18.30 и 22.30 на канале «Россия 24 – Чебоксары». Предыдущие выпуски можно найти на сайте chgtrk.ru в разделе «Проекты России 24».
Ольга ПЕТРОВА