Когда-то отчетность, поступающая к статистикам с предприятий, была открыта для широкой общественности. Со страниц печатных изданий и специальных сборников можно было узнать о средней зарплате или объеме производства на конкретном заводе, фабрике. Но с середины 1990-х на многих бланках статистической отчетности вдруг появился гриф «конфиденциально».
Дальше – больше. На некоторых предприятиях ореолом секретности принялись окутывать «неудобоваримые» показатели. По собственному усмотрению, вразрез с законом. Только за последние два месяца республиканская прокуратура направила в Чувашстат 8 постановлений, в которых фигурируют предприятия, скрывшие наличие просроченной задолженности по зарплате.
То есть они месяцами не рассчитываются с работниками, а перед статистиками отчитываются как порядочные. Вернее, не отчитываются, предоставляя нулевую отчетность по долгам или же вовсе не заполняя требуемую в таких случаях форму. А специалистам Чувашстата откуда знать, что на самом деле происходит за проходной каждого из 2400 «хозяйствующих субъектов»?
Тайное становится явным, когда доходит до прокурорских проверок. Кстати, среди тех восьми предприятий одно – Козловский комбинат автофургонов – у статистиков на особом счету. Они и сами несколько раз с начала года уличали директора комбината в нарушении порядка предоставления отчетности. И не только по просроченным «зарплатным» долгам.
Надо сказать, что такие случаи пока единичны, у подавляющего большинства предприятий контакты с Чувашстатом не вызывают нареканий. Они вовремя предоставляют все необходимые отчеты, на основе которых статистики выводят оценочные показатели. Но любовь некоторых руководителей к красивым цифрам порой приводит к казусам.
Во время недавнего визита высоких гостей на новочебоксарский «Химпром» генеральный директор этого предприятия С. Кузнецов с гордостью сообщил, что дела обстоят хорошо, по сравнению с минувшим годом вышли на уровень 94 проц. Министр промышленности и энергетики Ю. Волошин назвал другую цифру по «Химпрому» – в пределах 70 проц.
Оказалось, они говорили о разных вещах. Директор имел в виду уровень отгруженной продукции в действующих ценах, который не совсем объективно отражает сегодняшнюю работу предприятия. Ведь продукция, может, еще в прошлом году сошла с конвейера и до сих пор ждала своего часа на складе. А для того, чтобы показать текущую деятельность, существует индекс промышленного производства, рассчитанный в сопоставимых ценах. Вот его-то и называл министр.
К такому выводу пришли в статистическом ведомстве, на всякий случай перепроверив расчеты, полученные на основании данных с «Химпрома».
Опубликовано: 21 октября 2009 г.