История чебоксарской богадельни

Двести лет назад в России появились первые дома для престарелых и неимущих. Летом 1809 года был издан высочайший указ «О мерах по пресечению бродяжничества нищих», согласно которому во многих городах России, в том числе и в Чебоксарах, были открыты богадельни. Подробнее об этом рассказывают архивные документы.

ОБОРВАНЦЫ В ДУМЕ

Вскоре царский указ дошел до Чувашии. В августе на заседании Чебоксарской градской думы городничий Брежинский объявил «Его Императорского Величества повеление, чтобы в городах бедного состояния людей содержать и призрение им чинить по принадлежности их обществам». Для наглядности по приказу Брежинского в думу были приведены четверо нищих, указывая на которых городничий требовал «сим бедным дать призрение». Думцы предложили провести собрания купеческого и мещанского обществ, дабы они приняли решение о «содержании бедных и увечных людей». Сословные общества, посовещавшись, предоставили для богадельни «каменное здание, именуемое часовнею, состоящее против базара возле дома купца Кологривова».
Гласным Чебоксарской думы Ивану Еронтьеву и Андрею Житкову было поручено «немедленно осмотреть отведенную обществом богадельню, привести в надлежащую исправность, сделав при этом для разделения убогих мужского пола от женского дощатую переборку с дверью и в нужных местах по примеру кроватей примостки…» Также им было велено купить на отопление «потребное количество дров, а на освещение постного масла…» На содержание одного человека полагалось ежемесячно муки ржаной по 1 пуду 35 фунтов (около 18 кг – прим. ред.), круп по 1 гарнцу с половиною (гарнец – мера объема сыпучих тел равная 3,28 л) и соли по 2 фунта (800 гр). Кроме того « на каждые сутки в скоромные дни говядины, а в постные – рыбы соленой по полуфунту на человека, в великие же и прочие посты – гороху для каш, и постным маслом». Обитателям богадельни предлагалось выдавать по три рубашки, кроме того, мужчинам – портки, женщинам – сарафаны, а зимой – по нагольной овчинной шубе, валенки. Готовить пищу жильцы богадельни должны были сами поочередно. Продукты получал один из них, «примеченный с добрым поведением». А на случай добровольных пожертвований горожан предлагалось завести при богадельне «кружку за печатью сей думы, из которой, ежемесячно вынимая полагаемые деньги», обращать на нужды призреваемых. Чтобы в богадельне был порядок, «чтобы бедные для прошения милостыни по улицам не ходили, за всем оным предоставить иметь надзор градской полиции».
Уже 19 октября 1809 года в богадельне были размещены первые постояльцы – «чебоксарский мещанин Григорий Рукавишников, мещанские жены Катерина Желебина, Аксинья Солодовникова и Наталия Елькина». Первоначально на нужды богадельни было выделено из городских средств 50 рублей. В 1811 году на счет богадельни поступила крупная сумма по завещанию покойной коллежской асессорши Анны Михайловны Апехтиной. Этих денег хватило на несколько лет.

УХОД И ЗАБОТА ЗА ЧЕТЫРЕ РУБЛЯ

В последующие годы городская дума перестала выделять средства на призрение бедных. Богадельня перешла в разряд частных богоугодных заведений, перебивалась случайными поступлениями от пожертвователей, находилась при разных церквах. Одно время так называемый дом нищенства размещался на территории Благовещенской церкви, количество призреваемых доходило до 10 человек. Одним из содержателей дома был староста этой церкви купец Прокофий Ефремов.
Престарелых и одиноких людей, нуждающихся в приюте и уходе, становилось все больше. В 70-х годах 19-го века по инициативе старосты мещанского общества Чебоксар Андрея Дряблова городская управа стала выделять небольшие средства – по 3-4 рубля в месяц на каждого призреваемого, и размещать нуждающихся по договору с хозяевами в частных домах. Так, в октябре 1878 года Дряблов сообщал в городскую управу: «… Мною разысканы еще 2 человека, неимущих, без родных и престарелых лиц, а именно: Николай Рукавишников, старый и слепой, и ухаживает за ним сестра его Аграфена …, тоже старая. Живут в овраге около кузниц в землянке… Вторая, Наталья Таврина, расслабленная … На обзаведение одеждою этим лицам следует уделить, кроме содержания в квартире и ухода, еще по 4 рубля на каждого единовременно»… Пишет староста и о том, что две горожанки соглашаются за 4 рубля серебром в месяц ухаживать за этими людьми. Сохранились расписки граждан, взявших на себя обязанности по уходу за престарелыми.

СПАСИБО ОТ ИМПЕРАТОРА

В конце 70-х годов чебоксарские власти приняли решение построить новое здание богадельни на 30 мест. Рассчитали смету, заказали проект казанскому технику Ивану Семагину. Хотели назвать богадельню Александровской в честь 25-летия царствования Александра Второго, и даже получили на то согласие самого императора со словами благодарности за «верноподданнические чувства». Но дело, начатое с таким энтузиазмом, не получило завершения: здание не было построено и – несмотря на неоднократные требования проектировщика – даже не выкуплен проект. Скорее всего, у властей не хватило денег. А Александр Второй вскоре был убит террористами.
Но все же в конце 1881 года городская общественная богадельня вновь была открыта в старом здании Чебоксарского приходского училища. В ней размещались 5 мужчин и 5 женщин. При наличии мест брали не только престарелых, но и увечных, и больных помоложе, не имеющих крова и средств к пропитанию. В штате богадельни в первое время были надзиратель, сторожа и кухарка (она же и прачка). Больных лечили бесплатно в земской больнице. Ежегодно в среднем в богадельне умирало 2-3 человека, столько же поступало на освободившиеся места.
В первые годы на богадельню выделялось достаточно много средств – до 1100 рублей в год. Но потом (знакомая картина!) финансирование постепенно уменьшалось. Так, в 1890 году было выделено из городской казны всего 407 рублей. Выручали добровольные пожертвования состоятельных людей. Попечителями богадельни в разное время были купцы А. Астраханцев, А. Клюев, С. Щербаков. Семен Иванович Щербаков в 1908 году оставил по духовному завещанию 5000 рублей с условием, чтобы в богадельне до конца жизни содержали его родственницу Пелагею Серебрянникову в отдельной комнате. Его условие было выполнено.

В. ПИТЕРНОВА,
гл. специалист Госистархива ЧР.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.