Головная боль стоматолога

Зубная боль для московского стоматолога Соломона Рабиновича давно уже стала головной. В поисках эффективных и безопасных методов обезболивания Соломон Абрамович защитил докторскую, стал проректором Московского государственного медико-стоматологического университета Росздрава, академиком Академии медико-технических наук РФ и Национальной академии эстетической стоматологии. Всех регалий не перечесть. Профессор – желанный гость на международных конгрессах стоматологов, а его научные изыскания с удовольствием публикуют российские журналы «Боль», «Маэстро стоматологии» и другие. Недавно «доктор Неболит» посетил Чебоксары, где выступил перед 250 стоматологами Чувашии и Марий Эл, собравшимися на научно-практическую конференцию «Перспективы развития обезболивания при лечении стоматологических заболеваний».
– Соломон Абрамович, так какие перспективы у нас, пациентов? Когда лечить зубы будет не больно?
– Более гуманной цели для врача – лечить без боли – я думаю, нет. Считаю, это не только медицинская, но и социальная проблема. Стоматолог хоть и считается узким специалистом, но колоссально востребован обществом. Красивая улыбка – залог профессионального успеха и побед на личном фронте. Сравните: по результатам исследований 1992 года страх перед креслом стоматолога и зубной болью испытывали 84 процента населения. Ужасная ситуация: люди затягивали с лечением, приходили уже «вырвать зуб». Аналогичные исследования в 2004 году приятно удивили: боящихся стоматолога стало меньше на половину. По статистике, сегодня в стране свыше 150 миллионов посещений к стоматологу в год. Это больше, чем население России. Откуда такой скачок? Повсеместно стали внедряться новые технологии и препараты, открылись тысячи современных стоматологических кабинетов. Нас, врачей-стоматологов, более 70 тысяч.
Однако значение профилактики все еще недооценивается. Не зря здравоохранение рекомендует посещать дантиста как минимум 2 раза в год, даже если ничего не болит. К тому же стоматологам все чаще приходится сталкиваться с группой риска: пациентами, страдающими аллергическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом. А таких, как известно, становится все больше. У престарелых вообще букет болезней. Особый подход требуется к беременным: придя к стоматологу, женщины боятся, как бы им не вкололи какой-нибудь опасный для плода препарат. Многие даже не знают, что сегодня выпускаются анестетики, которые не проходят через плаценту, – для ребенка угрозы нет. Нам самим важно, чтобы пациент испытывал минимум боли при максимальной безопасности.
Если раньше у советских зубных врачей в арсенале был один новокаин, то сегодня целый ряд анестетиков, которые в пять раз сильнее и при этом намного безопаснее. Широко используются гомеопатические лекарства «против страха».
Кстати, в 2005 году мы отметили 100-летие новокаина. В Москве, в торжественной обстановке, можно сказать, отдали должное этому препарату и попрощались с ним. Правда, кое-где его и сегодня используют. В Туле, например, меня поразила одна стоматологическая клиника, начиненная современной техникой, а обезболивают там «устаревшим» новокаином! Спрашиваю: почему? Отвечают: медицинские страховые компании оплачивают только этот анестетик.
– Вы имеете 15 патентов на разработки в стоматологии.
– Да, все они связаны с обезболиванием. Моя кандидатская диссертация была посвящена объективной оценке боли. Вообще в мировой медицине зуб берется как модель боли. Горячее, холодное, сладкое, резкий звук неприятно отзываются в зубах. Это не мной придумано. Но боль, как известно, чувство субъективное. Так вот, мне с коллегами удалось разработать уникальную методику, позволяющую измерить боль. А с чебоксарскими коллегами я поделился новейшими технологиями обезболивания. Показал шприцы, которые управляются компьютерами, безыгольные инъекторы, рассказал о так называемой малой анестезии возле самого зуба. Но все это наши профессиональные нюансы. Честно говоря, даже я, профессор, сам едва успеваю знакомиться со всеми новинками. Имплантанты, виниры, протезы, отбеливание зубов, реставрация и даже инкрустация драгоценными камнями – чего только нет! Скоро вот поеду на курсы по повышению квалификации… А если серьезно, сегодня люди занялись эстетикой. Чтоб как в сказке: «зубы – чистый жемчуг». Потому что стало небольно. Ради красоты и здоровья пациенты согласны часами лежать в кресле стоматолога. При условии, конечно, что они ничего не почувствуют.
– От ваших коллег услышала неожиданную мысль, что когда пациент испытывает боль, для стоматолога – это стресс.
– Без сомнения. Этот факт подтвердили специальные исследования. К группе врачей подключили специальные кардио- и нейродатчики, которые фиксировали, скажем так, профессиональную нагрузку. Стоило больному дернуться, датчики зашкаливали. Поэтому качественное обезболивание – залог здоровья самого врача.
– Наука когда-нибудь придумает такое средство, чтобы зуб сам восстанавливался, а бормашина стала ужастиком из прошлого?
– Уже есть такие страны, где стоматологи остались без работы. Например, в Скандинавии. Там питьевая вода фторируется, люди ходят к стоматологу 3-4 раза в год. Так что как бы у нас дантистов много ни было, как бы хорошо мы ни лечили, без комплексной профилактики здоровее люди не станут. Я знаю одну школу, где первый урок у первоклассников начинает медик-гигиенист: показывает, как правильно чистить зубы, мыть уши и нос. В каждом кабинете у них умывальники, стаканчики с зубными щетками. Нас с вами в школе, к сожалению, этому не учили.
– Интересно, а кому вы доверяете лечить свои зубы? И просите ли обезболить?
– Ну, я еще не доводил свои зубы до такого состояния. Обезболивают, как говорится, когда дырочка большая. А в последний раз меня лечил мой коллега-профессор. Друг друга консультируем.

Анекдот в тему

– Я в жизни боюсь двух вещей: темноты и стоматологов!
– А темноты-то почему?
– А ты представляешь, сколько в этой темноте стоматологов?!

Опубликовано: 7 марта 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.