Он человек очень конкретной профессии – геодезист, работает начальником топографо-геодезической партии. А стихи и рассказы, как сам говорит, всегда писал и пишет для души. Тем не менее в журнальном мире имя писателя из Чебоксар хорошо известно, он публиковался в «Невском альманахе» и московской «Юности», «Дальнем Востоке» и «Родном Приамурье», в калининградских «Берегах», йошкар-олинской «Литере». В Чувашии его стихи и рассказы всегда ждут в изданиях «ЛИК» и «Таван Атал». А недавно Андрей Растворцев стал победителем конкурса военного рассказа, организованного московским сетевым журналом «Камертон».
– Андрей Васильевич, «Культпросвет» поздравляет вас с победой в серьезном литературном конкурсе! Вы и раньше участвовали в подобных творческих состязаниях?
– Да, и довольно успешно, был и призером и победителем. Вот только что закончился конкурс «За далью – даль» в Калининграде, где дали третье место. Но в «Камертоне» кроме диплома оказалась и очень весомая денежная премия.
– И состав жюри впечатляющий.
– Да, Иван Голубничий, Людмила Щипахина, Владимир Крупин, Сергей Кара-Маурза… Поэтому глазам не поверил, когда увидел свое имя в первой графе – победитель конкурса. Но когда со мной связались и попросили данные, я понял – это не шутки.
– Рассказ «Встреча», что участвовал в конкурсе, пять лет назад был напечатан в «ЛИКе». И он не совсем о войне. Скорее о памяти.
– Я посвятил его моему деду, Никите Владимировичу Харитонову, сержанту Красной Армии, не вернувшемуся с войны. В рассказе наши современники видят и слышат тех, кто прошел близ деревни в один из военных дней. Сейчас это называется фэнтези. Но я бы назвал это абсолютной реальностью, лишь с элементом чего-то необъяснимого.
– Вы живете в Чебоксарах много лет, хотя родом из Амурской области.
– Я родился в амурском селе Гонжа, учился в Ленинграде, откуда меня распределили в Самару. В Чебоксары приехал однажды в командировку, было это в 1979 году, с тех пор здесь «в командировке». Мне тут понравилось.
– Геологи и геодезисты всегда были хорошими и читателями, и писателями. Взять хотя бы Олега Куваева с его «Территорией».
– Сама профессия подразумевает романтику, а романтик не писать не может. Про геодезию есть книга «Злой дух Ямбуя» Григория Федосеева, который был начальником геодезической партии и считается писательским гуру для геодезистов.
– А каких еще писателей вы любите?
– Главный писатель для меня – Виктор Конецкий. Я беру его сто раз читанное во все командировки. Особенно путевые заметки. С таким юмором и наблюдательностью про серьезные вещи в нашей литературе никто не писал.
– Судя по всему, больше любите бумажные книги?
– Тем не менее чаще приходится читать именно электронные. Потому что и сам участвую в конкурсах, и вхожу в редколлегию журнала калининградских «Берегов». Хотя для меня шуршание страниц, когда можно отложить, подумать, представить, сам запах книги очень притягательны.
– Хотя журналов бумажных все меньше и меньше.
– Но у нас очень хороший есть в Чувашии журнал, «ЛИК». Изумительный. И очень сильный, поверьте, а я много читаю региональных журналов. Правда, я несколько поражен отношением к нему, его будто не замечают. Более того, его тянет один человек. Плохо ценим, что имеем.
Опубликовано: 25 июня 2015 г.
От всей души поздравляю с победой в конкурсе. молодец! помню его рассказ. такой пронзительный и живой, что от концовки мурашки по коже. желаю андрею васильевичу творческих успехов и в дальнейшем. хОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ОБ ОТНОШЕНИИ власти и общества К ЖУРНАЛУ лик. дело в том, что снижение интереса к чтению — общемировая тенденция. это обусловлено глобализацией сми и интенсивным развитием индустрии развлечений. однако не стоит забывать, что системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением,сопряжен с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. без чтения (без литературы художественной в частности)немыслима интеграция личности в многонациональную, многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт образа жизни, основных прав человека; систем мировоззрения, т.е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество.
я редко читаю. не читал рассказ растворцева,но теперь прочитаю.