«Шанхай»: узаконить нельзя снести

Только в Чебоксарах идут навстречу «шанхайцам» путем предоставления бесплатного жилья. В ПФО давно от такой практики отказались. Фото Олега МАЛЬЦЕВАКАК ГОРОД РЕШИТ ПРОБЛЕМУ С НЕЛЕГАЛЬНЫМ ПОСЕЛКОМ?

– Политические игры нас не интересуют, нам нужны наши квадратные метры! Мы перестали верить чиновникам. Дайте гарантии, что, если наши дома снесут, мы получим нормальное жилье! – эмоционально требовали обитатели чебоксарского «Шанхая» 15 июня на встрече с властями города и руководством Минстроя, Минюста и Минимущества Чувашии. Солидная делегация приехала в самовольно построенный поселок по Мясокомбинатскому проезду, чтобы еще раз индивидуально с каждым жителем обсудить его жилищные проблемы. К строительному вагончику, где работала импровизированная «приемная», люди стекались до позднего вечера.
Напомним, «Шанхай» залихорадило, когда там началось строительство жилого микрорайона «Кувшинка». Город отдал проблемную территорию под развитие и застройку ООО «Лидер». Причем застройщик обязался предоставить нелегалам взамен их снесенных домиков благоустроенные квартиры площадью до 33 кв. метров или компенсацию.
Однако не всех устроило это предложение. Владельцы коттеджей (тоже построенных без единого разрешительного документа) просили равнозначные их хоромам двух-, а порой и четырехкомнатные квартиры. Для решения конфликта по поручению Главы Чувашии Михаила Игнатьева была создана рабочая группа.
И застройщик уже обещал пойти на некоторые уступки, но люди потребовали от чебоксарских властей «муниципальных гарантий» обещаниям «Лидера». И не просто гарантий а, что называется, «фактическую бумажку, броню» за личной подписью главы горадминистрации Алексея Ладыкова. А в минувшие выходные масла в огонь подлила поездка группы жителей в Москву, правда, до Первопрестольной они не доехали, на полпути сломался один из автобусов («Экскурсия не удалась», 16 июня 2015 года).
И вот в понедельник вечером состоялся очередной раунд переговоров. «Шанхайцам» было предложено озвучить свои пожелания, но в «пределах разумного». Первой в вагончик вошла одна из «московских экскурсанток» Ольга Александрова. Простуженным после ночевки в автобусе голосом женщина сообщила, что владеет в поселке «самым большим домом» почти в 150 квадратов на первой линии с «личной парковкой», «ваннами и туалетами», поэтому согласится на переезд только в трехкомнатную квартиру площадью не менее 100 квадратов.
– Хорошо, тогда подпишите бумагу, что согласны на трехкомнатную, – не стал возражать Алексей Ладыков.
– Но мне нужны гарантии – ваша подпись, – настаивала женщина.
– А может, вы хотите остаться в вашем доме? – поинтересовался глава Минстроя Олег Марков.
– Да с удовольствием! Лишь бы не трогали нас, – отреагировала дама.
За ней вошла старушка, прижимая к груди полную лекарств кошелку. Все богатство Веры Федоровны – старая лачуга площадью 49 кв. метров без газа и воды и место в муниципальной очереди на жилье, в которой она безнадежно стоит почти тридцать лет. Старушке предложили квартиру в 43 кв. метра, мол, готовьтесь к новоселью в 2016 году.
– Я согласна, если доживу, – озабоченно заметила пенсионерка. – Я инвалид, поэтому в Москву с депутатом не ездила. Только деньги дала. Они на поездку с каждого дома по две тысячи рублей собирали.
– Лучше бы лекарства себе купила, бабушка, – вздохнула министр юстиции Надежда Прокопьева.
Другая жительница с двумя ребятишками попросила 85 квадратов, аргументируя это тем, что в ее тесной засыпушке прописано шесть человек. Специально за квартирой из деревни в Чебоксары приехал безработный мужчина. Мол, имел когда-то в «Шанхае» дом, но тот сгорел, документов нет, только справка от пожарных. Пожелания погорельца тоже записали.
Люди заходили один за другим, и их аппетиты стремительно росли. Те, кто еще месяц назад был согласен на 33 кв. метра, уже просили 50, а те, кто требовал 70, подняли планку до 100 и выше, мол, «другим даете, и мы хотим». Переплюнула всех женщина, потребовавшая две квартиры общей площадью 125 квадратов, дескать, у сына уже своя семья образовалась.
– А три квартиры не хотите? – нервно бросил наблюдавший за «раздачей» еще не построенного жилья руководитель «Лидера» Алексей Лапшин. Терпение бизнесмена, казалось, лопнуло: – Я понимаю, интересы людей на первом месте. Но мои интересы тоже учтите! Я девяносто квартир отдал уже. От своих обязательств не отказываюсь, готов всем предоставить по 33 квадратных метра. Но ведь они просят по 100, а дальше будет больше! Дайте мне хотя бы достроить начатое.
– Нужно было сразу сесть с нами за стол переговоров, – тактично заметила одна из жительниц Мясокомбинатского Татьяна Титова. – Мы бы сами рассказали, кто в поселке реально давным-давно не живет, а кого действительно нужно переселять. Список составили бы. А тут начали всем подряд раздавать однушки, вот люди и сбежались. Даже с Севера прилетают, узнав, что тут квартиры бесплатно дают. Мы ведь тоже хотим, чтобы все по закону было. Сколько раз я пыталась зарегистрировать свой дом, и всегда получала отказ, мол, в промзоне индивидуальное строительство запрещено. Чиновники города многие годы не хотели нас слушать. И теперь вы хотите, чтобы мы так сразу вам поверили? – посмотрела она в глаза Алексею Ладыкову.
Подводя итоги, министр строительства Олег Марков отметил, что на нынешнем этапе важно выяснить пожелания граждан, чтобы застройщик смог оценить свои возможности. Ведь если их запросы он не «потянет», то нужно будет искать другое решение. Как один из вариантов эксперты предлагают отдать «шанхайцам» в аренду землю на десять лет, чтобы за это время они сами решили свой жилищный вопрос.

Опубликовано: 17 июня 2015 г.


Читайте также:

2 Ответы

  1. Проблема самовольных построек гораздо шире, нежели её преподносят. История каждой постройки имеет свои причины. Первая волна самовольщиков возникла в 30-е годы в период раскулачивания. К примеру семья кулаков из Нижегородской области вынуждено бежала в наш небольшой городишко с населением в 10 тысяч и строила дом на окраине. Сегодня эта окраина превратилась в центр города улицу Водопроводную. Таких домов строилось порядка 3-4 в год. Вторая огромная волна самовольных построек возникла после смерти Сталина в 53-57 гг. Люди возвращались из лагерей. В 1953г. в Чебоксарах построено — 127 самовольных дома, 54г. — 210, 55г.- 305, 56г.-359, 57-182. Затем снова пошел снова спад 58г.-5 домов. На 1958 год в Чебоксарах было 1464 самовольных дома. Об этом официально указал в письме Председатель Исполкома Чебоксарского городского совета народных депутатов трудящихся тов. Русин на имя Секретаря Чувашского обкома КПСС тов. Корабельникова. По постановлению Кабинета Министров Чувашской АССР со самовольщиков официально брали налоги на строения и землю. Индустриализация Чебоксар в 70- годы породило самую большую третью волну самоволок — огромное количество домов возникло в разных частях города Южный поселок, Восточный поселок, Гремячево, Кнутиха, Протопопиха, Мясокомбинатский проезд и т.д. Никто не возьмется сегодня сказать точное их число. Тем не менее в этих домах уже ни одно поколение живут наши горожане. Если в советское время вопросы по самовольным постройками контролировались властью на различных уровнях — постройки сносили, узаконивались, самовольщикам предоставляли землю для переноса домов, то после распада СССР и изменением государственного строя с 90-х годов этим вопросом никто в городе не занимается. Проблема для власти заключается в правовом аспекте. Выселить даже из самовольного дома граждан по суду не получится, поскольку на их стороне общепринятые международные права человека, а именно право на жилище.То, что делает депутат Госсовета ЧР Кулагин достойно похвалы.Он пытается обратить внимание власти на проблему граждан.

  2. Такие пойстройки имеются во всем мире,и «война » идёт в разных странах по разным причинам. На промышленной зоне будущего г. Новочебоксарска в устье р.Цивиля 60- 70е г.снесли более 1000 домов 11 -и деревень.Жильцам давали квартиры в строящихся домах тогдашнего г.Спутник.Но обиженных было много-не легко бросать всё и перебраться в город.В некоторых домах имелись семьи сыновей или дочерей,и им давали одну 4-х комнатную квартиру.Ведь они в деревне могли построить дом с участком земли в 40 соток! Только так в России произрастали деревни в количестве домов.А тут на, ютись в одной квартире до 10 -и человек.Тракторами вытаскивали дома на улицу!Сколько обиды было на властей тогда,не передать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.