В ГЛАВНЫЙ ПИОНЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ СТРАНЫ ЕХАЛИ ЛУЧШИЕ
Я был в «Артеке» в августе – сентябре теперь уже далекого 1969 года. Жили мы тогда в Цивильске, я закончил пятый класс и как круглый отличник был награжден путевкой в «Артек».
Детская память цепляет все: нас, примерно 25 человек, собрали в Чебоксарах в горкоме комсомола, что находился на площади Ленина. После торжественной линейки и пожеланий будущих артековцев накормили сытным обедом и проводили на поезд в Крым.
Со мной ехали девчонки и мальчишки от 10 до 17 лет со всей Чувашии. В дороге, да уже через пару часов, все знали друг друга, в вагоне стоял радостный гам, тарарам, и все были счастливы: потому что лето, потому что каникулы, потому что мы едем в самый лучший пионерский лагерь «Артек»! Помню бескрайние просторы России, поля аж до горизонта в подсолнухах, соленый Сиваш, полустанки и, наконец, жаркое солнце Крыма…
В «Артек» нас привезли во второй половине дня и сразу – душ, распределение по отрядам, выдача артековской формы. Синие шорты, белая рубашка с короткими рукавами, пилотка, красный галстук – одним словом, все, от трусов до носков. И вот я уже артековец. Разместили нас в дружине «Хрустальная». Там было еще несколько дружин: «Янтарная», «Кипарисная», «Морская» и так далее, а все вместе – «Артек». Дружина – это большое трех-пятиэтажное здание с огромными окнами во всю стену и обязательным фасадом на море, на наше самое синее Черное море.
Меня до сих пор не покидают воспоминания о палящем солнце Крыма, расплавившейся черноморской гальке, походах на Аю-Даг (Медведь-гора), экскурсиях в города нашей воинской славы Севастополь, Симферополь, Алушта. Помню треск артековского костра, мазание зубной пастой, праздник Нептуна… Ведь сколько бы лет ни прошло, всегда ощущаешь себя как в артековской песне:
Артековец сегодня,
Артековец сегодня,
Артековец – всегда!
Не только мы, артековцы из бывшего СССР, полюбили Крым. Кого только не было среди нас: и палестинцы, и вьетнамцы, и израильтяне, и немцы… Список можно составлять до завтрашнего дня. А уж Союз был представлен полностью: и Магадан, и Сыктывкар, и Латвия, и Украина, короче говоря, от Кушки и до Дальнего Востока.
Став постарше, я узнал, что «Артек» создал Зиновий Соловьев, замнаркома здравоохранения. Более того, копаясь в архивах моего деда Александра Петровича Воскресенского (врача, первого Героя труда в Симбирской губернии), который работал в Ардатове, я обнаружил дружественную переписку с Зиновием Петровичем, в которой последний приглашал моего деда отдохнуть в Крым. Не знаю, был дед в Крыму или нет, только внуку его, то есть мне, удалось побывать в «Артеке», прочувствовать ту доброжелательную атмосферу, которую Соловьев подарил нам, детям того времени.
Смотрю на старые артековские фотографии. Не всех помню по имени, но как мы были дружны! Я – в центре, а вот крайний справа – это Толик Тэн из Якутии, второй слева – Слава из Пензы, четвертый слева – Саша из Алатыря… Где вы сейчас, артековцы? Конечно, много времени утекло с тех пор, но может, кто-нибудь откликнется?
А в конце смены, как всегда, был прощальный костер. Весь наш отряд целый день собирал ветки для прощальной встречи. Грустно было расставаться, ведь за месяц, который пролетел незаметно, мы до того сдружились, что многие при расставании плакали, прощаясь друг с другом.
Но теперь – Крым наш. Думаю, что в это лето я опять побываю в «Артеке». До встречи, «Артек»!
Владимир КРАСНОВ, г. Чебоксары