УРОКИ ПЕНИЯ, ПРИВЫЧНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ В XX ВЕКЕ, ВО МНОГИХ ШКОЛАХ СЕГОДНЯ ЗАМЕНИЛИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Нынешнее поколение мам и пап, бабушек и дедушек пело как минимум раз в неделю – так требовала школьная программа. Каждый раз разучивали новую песню – в ноты попадать было желательно, слова учились в обязательном порядке. После чего легко «сколачивался» концерт силами учащихся к любой знаменательной дате, а в автобусах на экскурсию или в летний лагерь звенели слаженные детские голоса. Девочки коллекционировали тексты в специальных толстых тетрадях, расписывая фон карандашами и вклеивая фото
эстрадных звезд. У многих даже в институте был такой альбом, ими было принято гордиться. Но сегодня все не так.
ВИНОВАТ КАБАЛЕВСКИЙ?
Во многих «крутых» гимназиях нестройное детское исполнение шлягеров заменили на прослушивание классических музыкальных произведений. Просьба «Мам, купи мне диск со сборником Шопена!» – давно стала привычной, а к выпускному балу в доме накапливается полное собрание мировых оркестровых шедевров.
Впрочем, школяры не только слушают классику, но и сами музицируют. «Приобретите флейту! – попросят родителей первоклассников на собраниях в одной из чебоксарских школ. – У нас на уроках музыки все учащиеся осваивают этот инструмент. Мы на всех мероприятиях играем сборным духовым оркестром – выглядит очень стильно и музыкально объединяет всех, с 1 по 11 классы». Так что же, выходит, пение уже устарело?
– «Смена курса» с пения на развитие музыкальной культуры началась в российских школах еще в прошлом веке, – дала историческую справку доцент, заведующая кафедрой музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педуниверситета имени И.Я. Яковлева Вера Галкина. – Как любой крутой поворот в истории – под воздействием яркой личности. Дмитрий Кабалевский необыкновенно энергично внедрял в общую практику собственную систему музыкального развития советских школьников. Она, без всякого сомнения, гениальна. С 1983 года Дмитрий Борисович даже основал и возглавил журнал «Музыка в школе», на него и ориентировались педагоги. Другое дело, что многое зависит от преподавателя: люди с теоретическим складом ума больше нацеливали детей на музыкальную грамоту, практики – на инструменты и пение. Сейчас различных программ «по музыке» существует очень много, но основная методическая концепция все та же, «по Кабалевскому». Я лично сегодня наблюдаю небольшой «откат» назад, к популяризации пения в обычных школах. Недавно в Чебоксарах состоялась конференция музыкальных педагогов общеобразовательных школ, на которой помимо обсуждения стратегии и тактики преподавания рассмотрели и вопрос проведения фестиваля школьных и классных хоров «Голоса друзей».
«МУЗЫКУ» ЗАМЕНИЛИ НА «ИСКУССТВО»
– Программы по нашему предмету очень разнятся, – подтверждает и учитель музыки высшей категории чебоксарской школы № 42 Алевтина Борисенок, чей стаж педагогической работы уже перевалил за 35 лет. – Есть для общеобразовательных школ, с углубленным изучением отдельных предметов, кадетских, спортивных, гимназий… Объем музыкального материала в них разный и содержание тоже. Да и сам предмет называется зачастую «Искусство». Чувствуете разницу между простым и незатейливым «Пением» и многогранным, необъятным, непостижимым в своем разнообразии «Искусством»? Тут и живопись, и архитектура… На практике в младших классах мы чаще играем на простых музыкальных инструментах – малышам интереснее бренчать и дудеть. А в старших классах у многих мальчиков ломается голос, и они стесняются петь, плюс на носу экзамены и «смежные» с историей и географией музыкальные темы тоже оказываются уместнее. Но чем «проще» школа, тем больше дети в ней поют именно на уроках. На моих уроках дети каждый раз поют, и тематику специально подбираем богатую – про природу, чувства, Родину, войну, будущее и прошлое. И народные песни, и эстраду, и классику, и рэп – все-таки музыку без пения детям преподавать никак нельзя, я считаю.
Этот вопрос – петь или не петь в школе – глубоко волнует наших учителей. К примеру, преподаватель хорового класса детской музыкальной школы г. Канаша Светлана Жураева недавно защитила дипломную работу «Значение хорового пения в развитии духовных и эстетических качеств человека».
МЕДИКИ РЕКОМЕНДУЮТ
А вот врачи единодушно «за хор». Специалисты из Королевской больницы Лондона путем проведения многочисленных экспериментов выяснили, что регулярное пение может помочь забыть о таких заболеваниях, как астма, бронхит или эмфизема. Доктор Николас Хопкинсон, который в настоящее время проводит классы «Пение для здорового дыхания», пользующиеся большой популярностью, утверждает, что при подобном лечении он идет тем же путем, что и физиотерапевты, которые помогают больным с хроническими респираторными заболеваниями.
Главный подход в такой терапии заключается в том, чтобы научить человека дышать по-новому. В первую очередь необходимо во время дыхания расслаблять мышцы живота, пропускать воздух в тело, а затем с помощью мышц выдыхать его. Звук, исходящий из губ, всего на 15 процентов уходит во внешнее пространство, а основная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, делая им вибрационный массаж. Считается, что девять куплетов, спетых утром и вечером, страхуют человека от приступа стенокардии. Поющий напрягает голосовые связки, а у него заодно укрепляются стенки кровеносных сосудов и активизируется кровоток. Уменьшается частота сердцебиения и снижается артериальное давление.
«Пение приводит в равновесие вегетативную нервную систему, приносит расслабление и покой», – считает доктор Гертруд Берка-Шмид, психотерапевт, профессор Венского университета. Не случайно по статистике оперные артисты и хористы живут на пятнадцать лет дольше представителей других профессий! Есть у пения даже омолаживающий эффект – во время работы голосового аппарата напрягаются лицевые мускулы.
По сообщению британского издания «The Telegraph» ученые в Швейцарском Университете Гетеборга установили, что благодаря контролю дыхания, пение так же положительно влияет на работу организма, как и йога. Профессор Бьорн Викхофф считает, что при пении происходит синхронизация между участниками хора, это приводит к успокаивающему воздействию на человека, в результате чего он отдыхает морально и физически.
Каждый знает, что песня – это могучее психологическое средство, им испокон веков пользовались мамы и бабушки для того, чтобы успокоить плачущего ребенка. Заикающимся детям доктора советуют не говорить, а петь. Пифагор и Аристотель рекомендовали пение при лечении душевных расстройств, тибетские монахи до сих пор лечат им нервные болезни. Петь полезно, даже не имея ни голоса, ни слуха: это эффективное средство для снятия стрессов и внутреннего напряжения. Научно доказано, что пение улучшает память и способность концентрироваться, стабилизирует психику.
Обладает ли такими мощными характеристиками теория музыки, игра на инструментах или прослушивание записей?
МНЕНИЕ
Александр РАДУЖАН, директор чебоксарской школы № 33:
– Программу по музыке, как и другие школьные предметы, регламентирует Федеральный государственный образовательный стандарт. Вещь нужная, но иногда далековатая от реальности. Но я согласен – такой универсальный прием, как совместное пение хором, может сплотить класс и повысить коммуникабельность детей, что очень ценно в процессе воспитания и обучения. Если не на уроке, то хотя бы в кружке. Или на каникулах в школьном, летнем лагере. Возможно, этот прием слегка подзабылся среди планшетов и «плазм», но пение – действенный, многократно проверенный метод развития.
? Пойте с нами, пойте как мы, пойте лучше нас!