Вадим ЕФИМОВ: Искусство должно развиваться в человеческих условиях

Фото Олега МАЛЬЦЕВАОбозреватель «СЧ» встретилась с министром культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Вадимом Ефимовым и попросила рассказать о приоритетах в культуре во время тотальной оптимизации.

– Вадим Петрович, в непростой экономической ситуации всегда приходится волноваться за финансирование культуры. Глава республики Михаил Игнатьев прямым текстом говорит, что «придется год-два потерпеть». Терпение в первую очередь связывают с бюджетниками, к которым относятся работники культуры и искусства. В этой связи культурная политика должна иметь четкие приоритеты.

– Сфера культуры во все времена была не самой богатой в плане финансового обеспечения. И все же финансирование постепенно наращивалось. В прошлом году из консолидированного бюджета на культуру было направлено 1,9 миллиарда рублей! Это был Год культуры, сказалось внимание к отрасли руководства страны и республики, потому и результат был ощутим. Конечно, сейчас люди начинают переживать о будущем. Понятно, что какие-то изменения грядут. Но хочу сказать сразу: уменьшения заработной платы не будет. Достигнутые результаты 2014 года будут обеспечены.
Что касается приоритетов. Для меня это всегда была материально-техническая база учреждений культуры. Не может профессиональное искусство развиваться в неподобающих условиях. Как и в целом вся сфера: библиотеки, музеи, архивы. И условия должны быть созданы. Планируется отремонтировать 21 учреждение культуры. Хотя приходится констатировать, что в этом году средств на ремонт предусмотрено в два раза меньше, чем в прошлом. На инвестиционные мероприятия их в этом году не предусмотрено совсем.
– Если мы начали с высокого искусства, не могу не спросить о таком веянии, как слияние учреждений культуры, которое практикуют ради эффективности управления. Нас тоже ожидает один управленческий офис для всех клубов и театров?
– Я думаю, этого не произойдет. Процессы оптимизации нас, конечно, коснулись. Они продиктованы реализацией отдельных федеральных законов. Были объединены Национальная библиотека и Книжная палата. Но там существовало обычное дублирование функций по хранению единственного экземпляра. Одна централизованная бухгалтерия теперь обслуживает библиотеки, архивы и музеи. Более того, мы начали работу по переводу на централизованную бухгалтерию обслуживающего персонала театров. Но сами театры – слишком сложный механизм, соединяющий творчество с производством. И такие маневры с театральными бухгалтериями могут разрушить творческий процесс. Мы объединили Дом народного творчества и ДК тракторостроителей. Теперь это республиканский дворец культуры и народного творчества. Но то экономия за счет сокращения управленческого персонала, а не специалистов по народному творчеству. Уже год дворец отработал в таком виде, ущерба в деятельности сегодня я не вижу.
– А централизация сельских клубов и библиотек?
– Вы знаете, вот у нас в Чувашии, говорят, даже всех сурков подсчитали. А цифры по клубам возникали то одни, то другие. Сейчас провели колоссальную работу по паспортизации всех сельских учреждений культуры. Картина, конечно, пестрая, но сегодня из 750 клубов все работают. Вообще оптимизацию нельзя понимать как закрытие учреждений. Централизация сельских учреждений, например, была проведена для закрепления их юридического статуса и более эффективной работы. С 1 января в каждом районе функционирует две централизованные системы. Клубная и библиотечная.
– Но до сих пор люди пишут письма, жалуются, что им в деревне не хватает клуба, оплакивают сломанные и закрытые.
– Это наша боль. Мы думаем, как сделать, чтобы у всех были доступные очаги культуры. Хотя за последние два года республика очень сильно вложилась в сельскую культуру. Сегодня важно, чтобы в клубах были оборудование и музыкальные инструменты. В 2014 году 63 клуба модернизировали! Такого у нас еще не было. Это звук, свет, костюмы. Компьютеры, музыкальные инструменты, для деревни – это показатель. Но вот у меня в кабинете стоит макет клуба. Хотим запустить проект по строительству модельных клубов на 200-300 мест. Цена вопроса – около 12 млн. рублей каждый. С библиотекой, медицинским пунктом и спортивной площадкой, когда нет культурных мероприятий. Нам их нужно около 50. В этом году в республике завершается программа по строительству ФОКов. Думаю, после этого можно будет запустить и эту программу. В Чувашии уже около 20 лет не строились типовые клубы. Первый за последние годы – в Сутчево Мариинско-Посадского района, который будем запускать ко Дню республики.
– Еще одна проблема – бюджетные места в образовательных учреждениях культуры. Например, ни одного такого места не оставлено на отделении «Музыкальное искусство эстрады» в музыкальном училище. Пошли разговоры, что отделение могут закрыть.
– Согласитесь, израсходованные на образование бюджетные средства должны работать на результат. Цифры приема за счет республиканского бюджета устанавливаются на основании прогноза потребности в кадрах. Сегодня искусству эстрады в училище обучаются 22 студента, из них 21 – на бюджетной основе. На этот момент достаточно для удовлетворения потребности региона в таких специалистах. Вопрос о закрытии отделения не рассматривается. В дальнейшем будем также исходить из потребностей в этой специальности.
– То есть вы предлагаете таким учебным заведениям пытаться больше зарабатывать.
– Надо меняться, это объективное требование времени. Чтобы сохранить и историю учебного заведения, и школу, надо вносить современные формы работы. Посмотрите, сколько музыкальных конкурсов и фестивалей на платной основе проводят не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Казани, Мордовии, Марий Эл! К нам часто приходят письма с приглашениями принять в них участие, с разной ценой вопроса. И наши студенты едут и платят. И привозят дипломы. У нас же хорошая школа. Но почему самим не организовать такие конкурсы?
– Теперь о нашем творческом вузе. В Чувашском институте культуры и искусств выявлены пресловутые признаки неэффективности. Какие намечены пути выхода из сложившейся ситуации?
Признаки неэффективности института были выявлены два года назад. С тех пор прошли все мероприятия по оптимизации его деятельности: сокращен обслуживающий персонал, упразднены должности 3 проректоров, устранены все замечания Рособрнадзора. Важность этого института для республики никому сегодня не надо объяснять. Вы же помните, в театрах катастрофически не хватало артистов, а сегодня кадровые вопросы решились. Вузу поставлена задача проработать вопрос подготовки курсов квалификации узких специальностей. У нас нет художников по свету, звукооператоров, гримеров, постижеров. Сейчас идет конкурс на замещение должности ректора.
– Лицей имени Лебедева теперь будет Национальной школой-интернатом для одаренных детей имени Г.С. Лебедева и работать на базе Чебоксарского музыкального училища имени Ф.П. Павлова. Но впереди реконструкция училища и строительство самой школы. Когда планируется принять первых учеников в школу для одаренных детей?
– Председателем правительства республики установлены сжатые сроки по подготовительной работе, к 1 мая все работы по документации и экспертизе должны быть завершены. Думаю, что строительство в этом году не начнем, потому что есть вопросы по переносу коммуникаций. Реконструкция со строительством намечены на 2017–2018 годы. На сегодняшний день это строительство обойдется в пределах 300 млн. рублей. Без средств из федерального бюджета это не осилить. А первых учеников планируется принять в 2019 году.
– Рассмотрен и проект пристроя к ДК тракторостроителей для ТЮЗа. У этого театра появится полноценное здание?
– Труппа театра с 1996 года работает в здании Дворца культуры тракторостроителей. Не раз рассматривались варианты размещения театра в других зданиях. Но они оказывались либо не приспособлены для постановок, либо не соответствовали санитарным требованиям. В прошлом году началась разработка проектно-сметной документации реконструкции здания дворца с возведением отдельного корпуса на 400 мест для ТЮЗа имени М. Сеспеля. Сейчас уже есть подрядчик, с ним заключен контракт. По архитектуре пока есть вопросы. Но процесс запущен. И дальше все будет зависеть от финансово-экономической ситуации. Думаю, все будет нормально.
– В какой стадии сегодня решение вопроса реконструкции филармонии, театра кукол, театра оперы и балета?
– Реконструкция театра оперы и балета относится к первоочередным задачам. Сейчас внешне там все красиво, поменяли, наконец, кресла. Но осталось самое главное – его оснащение. Здание построено в 1986 году, и ни разу ничего капитального там не делали, только латали и подкрашивали. И филармония, конечно! У нас до сих пор нет филармонического зала в классическом понимании этого слова. В прошлом году там тоже поставили новые кресла, видеопроекционное оборудование. Самым главным театром я вообще считаю кукольный, не в обиду никакому другому
После обрушения потолка в здании театра у нас семь лет не было театра для самых маленьких. Сегодня условия для пребывания зрителя там созданы. Но надо делать свет и звук. Так что движение вперед есть. Но оставшиеся работы будем выполнять по мере поступления средств. А в этом году они, к сожалению, не предусмотрены.
– В Чувашии сотни объектов культурного наследия, многие из них по-прежнему нуждаются в реставрации.
– Финансирование на реставрацию исторических памятников за последние шесть лет удалось увеличить больше чем в два раза. Республика получила на это 66 млн. рублей из федерального бюджета. Мы никогда не получали столько денег!
Реставрационные работы проведены во Введенском соборе, Доме Соловцова, в алатырском Киево-Николаевском женском монастыре, Вознесенской церкви села Семеновского и на других объектах. На очереди здание в Чебоксарах, где в 1930 году был открыт Чувашский педагогический институт, там должен открыться музей чувашской вышивки. Из федерального бюджета привлечено 28 млн. рублей для завершения реставрации собора Тихвинского монастыря в Цивильске.
– Состоится ли в этом году Международный кинофестиваль?
– Да, дата уже обозначена. Фестиваль пройдет с 18 по 23 мая. К нему уже началась подготовка: отбор конкурсных фильмов, состава жюри и приглашения почетных гостей. Правда, президента фестиваля в этом году не будет. Карен Шахназаров прислал официальное письмо, что запустил фильм в производство и не сможет приехать. Мы даже рассматриваем вариант сделать должность президента ЧМКФ с этого года «плавающей». Возможно, пригласим другую известную личность.
– Успеет ли подготовиться к фестивалю кинотеатр «Сеспель», который был передан Республиканской дирекции культурных программ?
– На базе бывшего кинотеатра «Сеспель» будет создан многофункциональный киноконцертный комплекс, в который войдет и Центр российского кино. Сейчас необходимо срочно найти инвесторов. Для этого будет проведен электронный аукцион на право заключения аренды. Если до начала фестиваля не выйдем на инвесторов, то кинооборудование арендуем. Фестиваль состоится в любом случае.
– Не могу не спросить о проведении Года литературы. Как привлекать к чтению в экономический кризис?
– В Год литературы продвижения требует один из региональных брендов – это наши чувашские писатели и поэты, их творческое наследие. В республике официально объявлен и Год Константина Иванова. Мероприятий намечено много, список длинный. Но хочется сказать вот что – давайте начнем с себя. Книгу в руки возьмем. Бабушки станут читать внукам, папы и мамы – детям. Когда вы своему внуку или сыну читали сказку? Ведь интерес к чтению формируется с детства. Моему младшему сыну 5 лет, и когда я возвращаюсь с работы, он уже ложится спать. Но у нас правило – обязательно прочесть 20 страниц перед сном. И мы читаем. Вот сейчас, например, у нас в чтении «Чук и Гек». И столько вопросов у малыша возникает: «А кто такой Ворошилов? А что такое телеграмма?» Получается, сразу и историю изучаем.

Фото Олега МАЛЬЦЕВА

Один Ответ

  1. прелестная беседа! спасибо, Маргарита Станиславовна, прочитала с удовольствием!

  2. Спасибо за столь информативное интервью))

  3. А есть ли смысл содержать музфакультет в ЧГУ.Музфакультет в пединституте.Институт культуры.Музыкальное училище.Ведь уровень выпускпаемых специалистов этими учреждениями крайне низок.И обеспечить их работой крайне сложно.по сути это полуфабрикаты.И гордиться здесь нечем.Согласна с тем что нужно готовить кадры технических специальностей.Вопросов в этой сфере много и решать их надо по хоэяйски без пиара.

  4. «У нас нет художников по свету, звукооператоров, гримеров, постижеров.»

    Я хотел устроиться по специальности звукорежиссером в ТОиБ. После названой заработной платы почти в 1 МРОТ желание служить искусству пропало. На голодный желудок, как-то не служится.

  5. Тамаре Скуратовой. Муз факультет Педуниверситета и факультет искусств ЧГУ это разные профили и специалисты разные. На качество выпускников не надо жаловаться! Выпускники успешно работают и в других регионах, и в зарубежье. Давайте не будем заниматься самоедством. Педуниверситет выпускает учителей музыки, а факультет искусств узких специалистов-профессионалов в сфере культуры.

  6. Владимиру.Профили разные а уровень подготовки один.-мало профессионален.Назовите сколько выпускников музфакультета работает по специальности.А сколько победителей муз.конкурсов » узких профессионалов в сфере культуры»Я думаю-что даже сильно напргшись вы не вспомните высоких достижений .Это и есть доказательство что ваша демагогия -пустой звук.

  7. Почти во всех школах и детских садах Чувашии работают выпускники муз училища и муз факультетов педуниверситета. Вы, наверное, молодая и не помните, что в наше время в школах уроки пения и музыки вели учителя как-бы в нагрузку, без всякой подготовки! А в музыкальных школах работают сколько выпускников ЧГУ. Учащиеся и выпускники музыкальных ВУЗОв ежегодно принимают участие в российских и международных конкурсах исполнителей: Ольга Вильдяева, Олег Егоров (баян), Ирина Чебукова (баян), Андрей Макаров (тенор) и другие. Прежде чем обвинять человека в демагогии, надо внимательно изучать вопрос. Мне кажется, что Вашу демагогию Вы хотите переложить на плечи другого, уважаемая Тамара Скуратова.

  8. Владимиру.Многолетнее существование перечисленных вузов и училища дали такой мизер в плане достижений и уровня профессионализма что отрмцать это совершенно бесмысленно.И ваше усилие отрицать это только доказывает что вы имеете отношение к производству полуфабриката.А жаль. Смотреть на это надо открытыми глазами и думать о будущем и искать возможности менять ситуацию и если вы считаете что все хорошо и менять нечего- у вас нет будущего.

  9. Тамаре Скуратовой. Наконец-то Вы пришли к тому же, что и я. Улучшать работу, совершенствовать надо, но не надо закрывать, уничтожать существующее, как Вы предлагаете. Я лично никакого отношения, как Вы называете, к процессу производства «полуфабрикатов» не имею и не имел. Просто я трезво оцениваю ситуацию. Более 30-и музыкантов из Чувашии успешно работают за границей. Например в Ла Скала-Олег Ланцов (если Вы знаете, что это такое), во Франции Л. Толстова, Эрванов преподает в музыкальном ВУЗе в США. Выпускники факультета искусств работают в хоре им. Александрова (А. Смирнов и др.). Думать, что каждый выпускник должен быть лауреатом престижных конкурсов-тоже не стоит.

  10. Толстова и Ланцов(очень хорошот знаю «что это такое»пробились не благодаря а вопреки.Если вы а курсе-Толстову чиновники от культуры просто выгнали из республики.И свое образование она получила вне республики также как и Ланцов.Так что не надо-ля-ля.А уровень исполнительства в театре Оперы упал очень заметно.И куда институт культуры будет девать свое перепроизводство-ума не приложу.И кстати я ничего не предлагаю-я констатирую.

  11. Владимиру.дискутировать с вами-неосведомленном о том что утверждаете-скучно и противно .потому прощайте .

  12. Очень приятно стало ходить в наш оперный театр и на концерты капеллы. Видеть молодые лица и слышать молодые голоса, слушать оркестры в полном составе. Совсем недавно партии молодых героев исполняли мягко говоря пожилые солисты, не хватало музыкантов. Наблюдать это было уныло и печально. Так что понемногу все меняется. И это очевидно. Не замечать это может только тот, кто не ходит в наш театр.

  13. Всё сказанное министром — пустой звук и только! Ефимов ооооо-очень далёк от искусства,как бы они к нему не примазывался(простите за французский)..

  14. Полине.Молодые лица в театре не показатель профессионализма.Кроме молодости в опере надо обладать мощными вокальными данными.К сожалению театр теряет этот уровень.Нотки поют а тембра красоты и силы(что абсолютно необходимо в опере) нет.Хорошо что ходят в театр но надо понимать что такое опера.Кстати Доминго Каррерас Паваротти пели в преклонном возрасте и никакие молодые лица им не соперники.А если хочется видеть молодые лица -вам в кабаре.

  15. Тамаре Скуратовой. Уважительно отношусь к нашим певцам преклонных годов, но все же сравнивать их с Доминго и Каррерасом — это явный перебор. Адреса кабаре не знаю, а с вашей манерой ведения разговора вам — явно туда.

  16. Полине.Хотелось бы разговаривать на эту тему с подготовленным человеком.По вашему суждению-вы дилетант в этой области.Пример с Доминго-это не сравнение с нашими певцами а утверждение что опера -сложный вид искусства требующий большой культуры выдающихся природных данных опыта на сцене чего у молодых пока нет и неизвестно будет ли А ваша безапеляционность все-таки подтверждает мое предположение что твам рано судитьб об этих материях.

  17. Уважаемые друзья, жители Чебоксары! Завтра, 09.04.2015 в 14 00, в актовом зале школы №55 по просьбам зрителей состоится повторный показ спектакля по мотивам басни Л. Филатова » Про Федота-стрельца» учеников 10 класса, получившие, заслуженно, Гран-при конкурса фестиваля искусств. У кого есть время приходите. Не пожелаете! Сам тоже постараюсь придти. С удовольствием посмотрю повторно этот шедевр. Искусство развивается вне зависимости от министров и разных заумных статей и комментариев.

  18. Рита Кириллова — молодец. Любой ее материал — украшение газеты, даже если это интервью «ни о чем» с министром. Не сомневаюсь, статья получилась бы ярче и интересней, если бы были озвучены вопросы, оставшиеся за скобками или незаданные журналисткой. Сейчас же складывается ощущение, что интервью (кстати, кого из министров еще не было на страницах СЧ?) спланировано из высотки с целью показать, что все в республике замечательно и «стабильно».

  19. Интересное мнение»интервью ни о чем»но молодец.Это надо уметь.А что же мешало журналистке-молодцу задать актуальные вопросы.Я думаю что стратегия газеты писать ни о чем.Грустно это.холопская покорность и отсутствие гражданской позиции никак не соотносится с профессиональной журналистикой.

  20. Ответы на актуальные вопросы мы наверное прочтем в газетах, которые нам перед выборами будут совать в каждый ящик в большом количестве и где работают опытные певцы-оппозиционеры с гражданской позицией.

  21. Газеты прославляющие действующую власть суют уже сейчас.ПРичем в таком количестве что на зти деньги можно было бы отремонтировать все развалившиеся дома КУЛЬТУРЫ в республики.И к тому же не припомню что существуют на свете певцы -оппозиционеры.Это что-то новое в стане оппозиции.

  22. Видимо много чего вы еще не знаете.

  23. ВЧувашии есть певцы не чета ваши Доминго или Кариессы,но им нет дороги дальше Канаша.

  24. Аноним.Приятно что вы отстаиваете свои убеждения.Но не надо болтать чепуху.

  25. И я там был … Замечательная постановка!!!! Сказка на школьной сцене
    В актовом зале школы №55 9 апреля для учащихся 4-6 классов и для всех желающих был показан спектакль «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» (по сказке Л.Филатова). Роли сыграли ребята 10А класса: Царь – Влад Б., Федот – Максим П., Маруся — Кристина П., Царевна – Алена Е., Нянька – Анастасия Х., Генерал – Игорь М., Баба-Яга – Елена Л., Посол – Алексей И., Чудо – Полина П., Мария О., Молодцы – Тимур О., Павел И. Выступление началось и закончилось зажигательными танцами, которые поставили девочки 10А класса. Декорации для спектакля придумали и изготовили тоже сами. Артистизм, юмор и красочные костюмы создали непосредственную атмосферу в зале. Сказка очень понравилась и детям, и взрослым, и сами актеры получили заряд положительных эмоций. 10А и классный руководитель Ермолаева В.В. выражают благодарность Кудряшовой М.Г. за помощь в подготовке постановки. Хотелось бы, чтобы спектакли на школьной сцене вновь стали доброй традицией.

  26. Тамара Скуратова истина в последней инстанции. Кто Вас сильно обидел? Читаю Ваши комментарии, В во всем видите негатив. Все плохо, рушится и ничего не созидается. Недавно был на концерте студентов и выпускников профессора ЧГУ Кондратьева. Целая плеяда достойных вокалистов! И сколько еще их будет. Не всё так плохо. В последней постановке бессмертной оперы Хирбю «Нарспи» заняты новые силы. Сергей Кузнецов очень силен, выделяется среди других. Давайте будем анализировать существующее, предлагать развитие, а не призывать закрыть все учебные заведения и распустить педагогов. Давайте тогда закроем и с/х учебные заведения-нет развития аграрного сектора, закроем остальные ССУЗы и ВУЗы. Потом дойдем и до закрытия средних школ, ведь общий уровень подготовки выпускников средних школ отличается от московских (по передаче «Умники и умницы»). Или себя-таки будем стараться жить, работать и двигаться вперед.
    А насчет министра Ефимова Вадима скажем, давно у нас не было такого грамотного, квалифицированного, всесторонне развитого министра. Проследите историю с сороковых годов прошлого столетия.

  27. Маргарита — профессиональный журналист, а своей гражданской позицией она может дать фору подавляющему числу пишущей братии. Эпитет «холопская покорность» по отношению к ней — абсолютное несоответствие действительности. Она качественно сделала интервью в стиле и направленности СЧ. Стратегией же в газете занимаются другие люди, часто в ней не работающие, но знающие что, как и когда нужно писать.

  28. Владимиру.Что-то вы путаете или привыкли перевирать оппонента.Судя по вашей горячей позиции в стиле-все хорошо прекрасная маркиза-вы имеете непосредственное отношение к падению уровня в сфере культуры.Грустно это т.к. подобная стратегия не дает шасов на рост профессионализма.

  29. Борецкому.Странные журналисты нынче расплодились-тщательно скрывают свою гражданскую позицию Не обладая покорностью охотно пишут по заказу тех кто формирует стратегию.ВЫ хоть поняли смысл своей жаркой защиты.Вообще то надоели вы мне своим лепетом а потому прощайте Лепечите дальше но без меня.

  30. Прекрасно, если без Вас! Вы же никого не слушаете и не хотите понимать собеседника. В стиле Жириновского!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.